Обязательные и второстепенные способы диагностики в ортодонтии

Рентген небного шва

Методика с применением рентгенографии небного шва производится с помощью дентальных рентгеновских аппаратов. С этой целью применяются аппараты, которые осуществляют близкофокусную съемку.

В ходе диагностических мероприятий небного шва оценивается:

  • степень окостенения;
  • какие изменения происходят при его медленном или быстром раскрытии;
  • выясняют показания к проведению хирургической пластики уздечки верхней губы (когда возникают препятствия для устранения диастемы).

  1. Для оценки состояния ретинированных единиц. Это особенно актуально при выборе методов лечебного процесса аномального прикуса.
  2. Изучение структуры костной ткани позволяет выявить точное расположение травм.
  3. При протезировании, вживлении имплантов и перед любым видом хирургического вмешательства дает возможность в полном объеме обследовать состояние зубочелюстной системы.

Первичная консультация

Чтобы определиться с тактикой лечения стоматолог в первую очередь обязан провести первичный осмотр ротовой полости с применением инструментов, помогающих определить степень поражения тканей зуба и слизистой. Это делается для:

  • определения степени перенесенных ранее заболеваний;
  • анализа общего состояния ротовой полости пациента;
  • установления факта лечения с помощью ортоконструкций ранее;
  • уточнения симптоматики, заставившей больного обратиться к стоматологу.

Визуальная диагностика помогает врачу оценить состояние зубов. Заключение делается по ряду критериев:

  • болевой синдром (определяется точка локализации болезненности, периодичность болевых импульсов);
  • состояние тканей зуба, соотношение размеров челюстей.

Кроме этого, стоматолог обязательно обращает внимание на симметричность носогубной и подбородочной складок.

Наиболее распространенный вид диагностики. С его помощью стоматолог видит состояние костных тканей и их структуру. С помощью рентгена врач с точностью определит степень поражения ткани зуба и назначит эффективное лечение.

Общая (обязательная) диагностика в ортодонтии (при любом виде аппаратурного лечения).

К общим (обязательным) методам диагностики относятся:

Для общей (обязательной) диагностики чаще используется анализ ТРГ в боковой проекции.

Модель-маска

Модель-маска является предшественницей гнатостата. Ее предложил голландец Van Loon в начале прошлого века. Суть метода состоит в том, что модели челюстей устанавливаются в прозрачном кубе, имитирующем черепную коробку.

Ориентация моделей осуществлялась в двух плоскостях. Практического применения эта технология не получила из-за своей громоздкости и сложности.


Для этого служит прибор, называемый фотостатом. Он позволяет устанавливать камеру в строго определенное положение относительно контрольных точек на лице пациента. Это обеспечивает идентичность фотосъемок.

Что относят к клиническому обследованию?

После опроса пациента, назначается клиническое обследование с применением специальных устройств и оборудования. Данные методы позволяют детально изучить аномалию и полностью воссоздать полную картину патологии.

Хотите узнать, что лечит врач ортодонт? Читайте нашу новую публикацию.

В этой статье мы обсудим, эффективна ли миогимнастика для лица.


Для лучевой диагностики зубочелюстных аномалий применяют следующие рентгенологические методы:

Клинический метод исследования в ортодонтии.

Содержание занятия.

Клинический метод исследования в ортодонтии.

Клиническое исследование пациентов с зубочелюстными аномалиями является основным методом в определении ортодонтического диагноза и состоит из субьективного и обьективного исследований.

Субьективное исследование это:

– выяснение паспортных данных пациента;

– данные анамнеза жизни;

– данные анамнеза заболевания.

Проводится путем опроса пациента и его родителей.

Опрос пациента в ортодонтии имеет свои особенности: врач ортодонт, должен быть психологом, так как контакт с ребенком и его родителями будет длится на протяжении нескольких лет, необходимо помнить о тоне и манере разговора. Разговаривать необходимо вежливо и задавать вопросы корректно, не прерывать собеседника, но направлять собеседование в нужном направлении. Во время беседы необходимо следить за мимикой пациента, чтобы определить степень умственного развития, оценивая способность пациента вести собеседование, отвечать на вопросы.

Паспортная часть истории болезни – отображает фамилию, имя и отчество пациента, его пол, возраст, сведения о месте воспитания или обучения, адрес.

Необходимо зарегистрировать сведения о родителях ребенка или опекунах (фамилия, имя, отчество, место работы, средства связи с родителями и ребенком.) Небходимо также указать фамилию детского стоматолога, педиатра или других специалистов у которых наблюдается пациент.

Пол пациента имеет важное значение в планировании ортодонтического лечения, так как в биологическом развитии девочки опережают мальчиков.

Различают паспортный, биологический, зубной и костный возраст.

Паспортный (хронологический, или календарный) возраст- это период с момента рождения до какого-нибудь определенного момента жизни.

Биологический или анатомо-физиологический возраст определяет совокупность обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и припособительных возможностей организма и является обязательной функцией времени, но в отличие от паспортного – характеризуется менее четкими интервалами времени, на протяжении которого происходят необратимые возрастные биологические сдвиги в организме.

Биологический возраст может отвечать хронологическому или паспортному, опережать его или отставать от него.

Оценка соответствия паспортного и зубного возраста ребенка в ортодонтии.

Оценка уровня возрастного развития по – зубному возрасту – проводится во время 1-го периода смены зубов по формуле: – 4n – 20 –

– где n – возраст пациента в годах, 20 – количество зубов.

Оценка уровня возрастного развития по «зубному возрасту»

Возраст в годахПолКоличество постоянных зубов
замедленное развитиенормальное развитиеУскоренное развитие
5,5 летмальчики0 – 3больше – 3
девочки0 – 4больше – 4
6 летмальчики1 – 5больше – 5
девочки1 – 6больше – 6
6,5 летмальчики0 – 23 – 8больше – 8
девочки0 – 23 – 9больше – 9
7 летмальчикименьше 55- 10больше – 10
девочкименьше 66 -11больше – 11
7,5 летмальчикименьше 88 – 12больше – 12
девочкименьше 88 – 13больше – 13

Если количество прорезавшихся постоянны зубов отвечает возрасту, то развитие считается нормальным, если количество постоянных зубов – меньше необходимого – замедленное развитие, при большем количестве постоянных зубов – развитие ребенка считают – ускоренным.

Костный возраст – возраст человека, определяемый по состоянию костной системы. Для определения костного возраста чаще пользуются рентгенограммой кисти руки.

Адрес и место жительства – дает возможность врачу ортодонту определить медико-географические особенности местности, в которой проживает пациент, и их влияние на развитие организма ребенка в целом и на развитие зубочелюстно-лицевой области в частности(содержание микроэлементов в питьевой воде; экологические факторы загрязнения окружающей среды и др.)

Методика собирания жалоб пациента – может быть разной. Можно задавать вопросы, но лучше предоставить возможность пациенту или его родителям рассказать о том, что их беспокоит в данный момент.

Жалобы ортодонтических пациентов чаще всего связаны с эстетическими недостатками лица и зубочелюстной системы, реже с нарушением функций – речи, жевания, глотания, дыхания, смыкания губ; болью и хрустом во время открывания рта при нарушениях в височно-нижнечелюстных суставах.

Определяя анамнез жизни ребенка, обращают внимание на следующее:

– возраст родителей на момент рождения ребенка;

– от какой беременности родился ребенок; если беременность не первая, то как протекали и чем закончились предыдущие;

– течение беременности (токсикозы, их характер, в какой период беременности они наблюдались; гормональные нарушения; нарушения обмена веществ; попытки прерывания беременности; характер питания и режима беременной женщины; наличие профессиональных вредностей, фармакологических, радиационных и других факторов во время беременности, которые могли привести к врожденным порокам развития и инвалидности;)

– отклонения в положении плода;

– течении родов(доношенность, родовспоможение, наложение щипцов, кесарево сечение)

– характер вскармливания ребенка (грудное, искусственное, смешанное);

– применение соски – форма и размер соски, размеры отверстия, продолжительность использования;

– сроки прорезывания временных и постоянных зубов;

– заболевания зубов и полости рта;

– преждевременная потеря зубов – в каком возрасте.

– перенесенные заболевания – инфекционные – рахит, гипертермические состояния, в каком возрасте наблюдались, сколько раз повторялись;

– травмы, в каком возрасте и какой их характер;

– положение ребенка во время сна;

– характер дыхания днем и во время сна (ребенок дышит носом или через рот; спит с закрытым или открытым ртом;)

– – заболевания верхних дыхательных путей;

– оперативные вмешательства – адено- и тонзилотомия ли эктомия, стоматологические операции, как они отразились на развитии зубо-челюстнолицевой области;

– нарушение опорно-двигательного аппарата – нарушения телосложения, осанки, переломы челюстных и лицевых костей, в каком возрасте; проведенное лечение;

– общие заболевания- сердечно-сосудистой, легочной, эндокринной, нервной системы, заболевания желудочно-кишечного тракта, почек и т.д.

– состояние здоровья на момент обследования;

– гигиенический уход за полостью рта;

– экологические условия в месте жительства.

Анамнез – история развития – заболевания позволяет определить начало заболевания – формирование зубо – челюстной аномалии, что предшествовало началу заболевания, продолжительность и динамика заболевания; примененные ранее методы лечения и их эффективность; возможность унаследованной передачи отдельных признаков строения лица, челюстей, прикуса, формирования зубных дуг.

Осмотр – основной прием обследования ортодонтического пациента- состоит из:

– общего осмотра, определения телосложения и осанки, особенностей строения лица;

– осмотра полости рта.

Общий осмотр.

Во время проведения общего осмотра определяют соматическое и психическое развитие пациента, их соответствие возрасту; Обращают внимание на рост и массу тела, конституцию пациента.

Пациента осматривают в фас, профиль, со спины и определяют:

– положение головы, плеч, лопаток, ног (искривление голеней, ступней);

– форму грудной клетки, живота, спины – искривление позвоночника;

Особое внимание уделяют уровню физического развития пациента и его телосложению. В зависимости от степени выраженности изгибов позвоночника – различают следующие виды осанки- нормальную, или выпрямленную, сутулую, лордическую, кифотическую, и сколиотическую.

Эти сведения, кроме общей характеристики роста и формирования скелета, позволяют определить патогенетическую связь с ослаблением опорно-двигательного аппарата и нарушениями телосложения.

При осмотре головы необходимо:

– определить ее пропорциональность размерам тела;

– пропорциональность лицевого и мозгового отделов;

Форма лица.

Форма лица может напоминать форму круга, квадрата, ромба, усеченного конуса, овала, треугольника, шестигранника.

Лицо может быть – узким, широким и средней ширины; укороченным, средней длины, удлиненным.

Форма профиля лица может быть выпуклой, прямой, уплощенной, вогнутой.

Особенности формы и строения лица имеют важное значение в определении эстетического прогноза ортодонтического лечения.

Индивидуальные, врожденные особенности строения и формы лица подчеркивают или уменьшают нарушения, обусловленные наличием зубочелюстной аномалии.

Кроме общей характеристики формы лица и головы, описывают их составляющие.

Лицо делится на несколько топографических областей – лобную, область глазницы, область носа, подглазничную область, область рта, подбородочную область, щечную область, околоушно-жевательную область, скуловую, височную.

Осмотр уздечек губ.

После осмотра преддверия полости рта переходят к осмотру уздечек губ и щечных тяжей с целью определения аномалий их расположения.(высокое прикрепление, низкое, нормальное), формы и их размеров.

Нормально развитая уздечка губы представляет собой тонкую, треугольной формы складку слизистой оболочки, с широким основанием на губе, которое заканчивается по средней линии альвеолярного отростка, приблизительно на расстоянии 5 мм от десневого края.

Аномалии уздечек характеризуют по месту прикрепления, форме, размерам.

Аномалии положения, формы, размеров уздечек могут быть причиной образ3у98нц8698ования диастемы, развития заболеваний пародонта.

Варианты строения уздечки верхней губы по Л.Ф.Корчак 1990 г.

ПризнакВариант
IIIIIIIV
Место прикрепления на альвеолярном отросткеУ основания межзубного сосочка или выше его.Между основанием и верхушкой межзубного сосочкаНа верхушке межзубного сосочкаНа верхушке межзубного сосочка или на резцовом сосочке.
Плотность уздечкиМягкая, легко растягивающаяся складка слизистой оболочки в виде прозрачной пленки.Мягкая, легко растягивающаяся складка слизистой оболочкиПлотный, плохо растягивающийся тонкий тяжПлотный, массивный, плохо растягивающийся тонкий тяж
Характер гребняУзкий, одинаковой толщины, не укороченный(не ограничивает отведение губы)Узкий, одинаковой толщины, укороченный ( ограничивает отведение губы)Широкий с расширением в месте прикрепления на альвеолярном отростке до 2-х мм, укороченный (ограничивает отведение губы)Широкий , расширенный в месте прикрепления на альвеолярном отростке до 2-х мм, укороченный (ограничивает отведение губы)
Выраженность уздечкиВыражены , слабо, параллельны гребню.Выражены слабо, почти параллельны гребню.Выраженные, угол между скатами в месте прикрепления уздечки на альвеолярном отростке до 30°Выраженные, угол между скатами в месте прикрепления уздечки на альвеолярном отростке более 30°
Читайте также:  Waterpik WP 70 - обзор модели ирригатора, плюсы и минусы

Осмотр языка.

Большое значение имеет осмотр языка, так как его размеры, форма, положение и подвижность оказывают непосредственное влияние на развитие прикуса и формирование зубочелюстных аномалий.

Наличие отпечатков зубов на боковых поверхностях языка или на фронтальном участке свидетельствует о недостаточном пространстве для языка или об увеличении его размеров (уменьшение обьема полости рта наблюдается при дистальном положении нижней челюсти).

Укороченная уздечка языка, прикрепленная близко к его кончику, может быть причиной ряда функциональных и морфологических нарушений в зубочелюстной системе. Ограничение подвижности языка затрудняет сосание у новорожденного ребенка, способствует формированию инфантильного глотания, неправильному произношению отдельных звуков.

У таких детей формируется открытый прикус, макрогнатия нижней челюсти.

Ф.Я.Хорошилкина (1972) выделяет 5 видов уздечек языка, которые ограничивают его движения.

К первому виду относят тонкие, почти прозрачные уздечки, нормально прикрепленные, но ограничивающие подвижность языка в связи с незначительной длиной.

Ко второму виду принадлежат также тонкие, полупрозрачные уздечки, которые прикрепляются близко к кончику языка и имеют незначительную длину. При поднятии языка на его кончике в центре образуется желобок.

Уздечки третьего вида – представляют собой – плотный, короткий тяж, прикрепленный близко к кончику языка. При выдвижении языка, кончик подворачивается, а спинка выбухает в результате натяжения. Облизывание верхней губы затруднено, а иногда невозможно. При пальпации такой уздечки можно определить, что ограничение подвижности языка обусловлено фиксацией его кончика соединительнотканным тяжем. Под тяжем, имеющим вид шнура, расположена тонкая дупликатура слизистой оболочки.

К четвертому виду относят уздечки, тяж которых хотя и выделяется, но сращен с мышцами языка. Такие уздечки часто наблюдаются у детей с врожденной расщелиной губы и неба.

Уздечки 5-го вида – отличаются тем, что тяж малозаметен, его волокна расположены в толще языка, сплетены с его мышцами и ограничивают его подвижность.

Следующим этапом осмотра полости рта является определение состояния тканей пародонта.Поскольку заболевания пародонта часто сопровождают зубочелюстные аномалии, для ортодонта важно определить состояние десны. При этом оценивают цвет, размеры, обьем и форму десневых сосочков;

– характер десневого края (фестончатый, усеченный, сглаженный);

– определяют уровень расположения десневого края относительно шеек зубов (разрастание, рецессия).

Осматривая небо, обращают внимание на подвижность мягкого неба;

– небные миндалины (их обьем, цвет, расположение относительно небных дужек);

– слизистую оболочку задней стенки глотки, определяют ее состояние (атрофичная, нормальная, гипертрофичная).

Осмотр зубов и запись зубной формулы позволяют определить принадлежность зубов к временному или постоянному прикусу;

– состояние твердых тканей зубов (поражение кариесом и его осложнениями, гипоплазией, флюорозом и т.п.)

Анатомическая зубная формула постоянных зубовI2C1P2M3, где I – резцы, C – клыки, P – премоляры, M – моляры.
Клиническая формула по Zigmondy8 7 6 5 4 3 2 11 2 3 4 5 6 7 8
8 7 6 5 4 3 2 11 2 3 4 5 6 7 8
Клиническая формула по ВОЗ18 17 16 15 14 13 12 1121 22 23 24 25 26 27 28
48 47 46 45 44 43 42 4131 32 33 34 35 36 37 38
Анатомическая зубная формула временных зубовI2C1M2, где I – резцы, C – клыки, M – моляры.
Клиническая формула по ZigmondyV IV III II II II III IV V
V IV III II II II III IV V
Клиническая формула по ВОЗ55 54 53 52 5161 62 63 64 65
85 84 83 82 8171 72 73 74 75

Осмотр отдельных зубов позволяет определить аномалии их количества, прорезывания, положения, величины и формы, цвета, структуры твердых тканей и т.п.

Содержание занятия.

Клинический метод исследования в ортодонтии.

Клиническое исследование пациентов с зубочелюстными аномалиями является основным методом в определении ортодонтического диагноза и состоит из субьективного и обьективного исследований.

Субьективное исследование это:

– выяснение паспортных данных пациента;

– данные анамнеза жизни;

– данные анамнеза заболевания.

Проводится путем опроса пациента и его родителей.

Опрос пациента в ортодонтии имеет свои особенности: врач ортодонт, должен быть психологом, так как контакт с ребенком и его родителями будет длится на протяжении нескольких лет, необходимо помнить о тоне и манере разговора. Разговаривать необходимо вежливо и задавать вопросы корректно, не прерывать собеседника, но направлять собеседование в нужном направлении. Во время беседы необходимо следить за мимикой пациента, чтобы определить степень умственного развития, оценивая способность пациента вести собеседование, отвечать на вопросы.

Паспортная часть истории болезни – отображает фамилию, имя и отчество пациента, его пол, возраст, сведения о месте воспитания или обучения, адрес.

Необходимо зарегистрировать сведения о родителях ребенка или опекунах (фамилия, имя, отчество, место работы, средства связи с родителями и ребенком.) Небходимо также указать фамилию детского стоматолога, педиатра или других специалистов у которых наблюдается пациент.

Пол пациента имеет важное значение в планировании ортодонтического лечения, так как в биологическом развитии девочки опережают мальчиков.

Различают паспортный, биологический, зубной и костный возраст.

Паспортный (хронологический, или календарный) возраст- это период с момента рождения до какого-нибудь определенного момента жизни.

Биологический или анатомо-физиологический возраст определяет совокупность обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и припособительных возможностей организма и является обязательной функцией времени, но в отличие от паспортного – характеризуется менее четкими интервалами времени, на протяжении которого происходят необратимые возрастные биологические сдвиги в организме.

Биологический возраст может отвечать хронологическому или паспортному, опережать его или отставать от него.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

– общего осмотра, определения телосложения и осанки, особенностей строения лица;

Расчет диагностических моделей челюстей.

Для планирования ортодонтического лечения необходимо снятие оттисков с зубных рядов. Я это делаю при помощи современного 3D-сканера. Далее в специальной компьютерной программе проводится расчет моделей.

Об удобствах и преимуществах компьютерного анализа виртуальных моделей, о виртуальном планировании лечения и его визуализации я расскажу отдельно. На сегодня же важно понять зачем вообще ортодонт изучает модели челюстей.

Если оттиск с зубов снимается традиционным методом, то далее техник в лаборатории отливает гипсовые модели, и уже после этого проводится их расчет.

Врач выявляет истинные размеры челюстей (хватит ли потенциально места для всех зубов, или придется удалять зубы для высвобождения места). На этом этапе важно сопоставить размер передних зубов на верхней и нижней челюстях. В помощь врачу есть специальные формулы, по которым можно высчитать размер зубов. Если ситуация не соответствует нормальным размерам, то проводится коррекция ширины зубов, об этом также врач должен говорить во время повторной консультации.

Важно провести диагностику и своевременно (еще до начала лечения) предупредить пациента о том, что ортодонт сможет исправить, а что не в его компетенции. Так, например, положение челюстей в черепе или их асимметрию изменить сможет только челюстно-лицевой хирург. И если врач не проводит некоторые этапы диагностики, то он никогда не сможет победить проблему, не зная ее в лицо. Получаем непредвиденный результат… а это всего лишь недостаток диагностического материала и наше русское «авось само как-нибудь рассосется».

Ортодонтия

  • Детская
    стоматология
    • Молочный кариес
    • Неправильный прикус
    • Чем чревата травма
      молочных зубов?
    • Прорезаются зубки –
      что делать?
    • Травма переднего зуба у ребенка
    • Брекеты для детей
    • Герметизация фиссур зубов
    • Гигиена в раннем возрасте
    • Мотивация чистки зубов
    • Первый визит к стоматологу
  • Лечение десен
  • Удаление зубов
    • Удаление зуба мудрости
    • удаление зуба
    • Примеры из практики
  • лечение зубов
    • Лечение зубов
    • ГИПОПЛАЗИЯ, ГИПЕРПЛАЗИЯ, ФЛЮОРОЗ, СТИРАЕМОСТЬ ЗУБОВ, КЛИНОВИДНЫЙ ДЕФЕКТ, ТРАВМА ЗУБОВ
    • Лечение пульпита
    • Лечение зубов под микроскопом
    • Лечение кариеса и пломбирование зуба
    • Апикальный периодонтит. Стоимость лечения периодонтита
    • Абсцесс зуба
    • Киста зуба
  • Ортопедия
  • имплантация
    • ALL-ON-4®.
      Все о протезировании зубов на 4х имплантатах
    • Имплантат с пожизненной гарантией. Nobelbiocare
    • Костная пластика.
      Синус-лифтинг
    • Установка зубного имплантата.
      это нужно знать всем.
    • Имплантация одного зуба. Пример их практики
    • ALL-ON-4®. Пример из практики
  • виниры
    • Виниры
    • Материалы и технология
    • Показания к применению/
      Достоинства и недостатки
  • протезирование
    • Протезирование зубов
    • Съемное протезирование зубов
    • Безметалловые зубные коронки
    • Керамические зубные коронки
    • Металлокерамические зубные коронки
    • Пластмассовые зубные коронки
    • Протезирование зубов на имплантах
    • Циркониевая зубная коронка
    • Пример протезирования зубов
    • Классификация
    • Несъёмное протезирование
    • Пример съёмного протезирования
    • Условно-съёмное
      протезирование
    • Протезирование
      одного зуба
    • Подготовка зубов
      к протезированию
    • Пример протезирования зубов на имплантах
    • Типы зубных протезов
  • ортодонтия
    • Жизнь с брекетами
    • самые часто задаваемые
      вопросы к ортодонту
    • Детский ортодонт
    • Ортодонтия для взрослых
    • Типы брекетов
    • Чем и как чистить
      зубы с брекетами
    • Ваше ортодонтическое
      лечение завершено
    • Методы диагностики
    • УСТАНОВИТЬ БРЕКЕТЫ
    • Методы лечения
    • Виды перемещения и силы,
      применяемые в ортодонтии
    • Гиперплазия нижней челюсти
    • Мандибулярный прогнатизм
    • Окклюзия
    • Обзор стоимости и
      времени лечения
  • лечение кариеса
    и реставрация зуба
    • Пример лечения кариеса жевательного зуба
    • Какие цели достигаются
    • примеры работ
  • Проф.гигиена
    ZOOM4

Мы занимаемся исправлением нарушения, возникающего в процессе формирования жевательно-речевого аппарата, корректируя не только аномалии развития, например, генетически обусловленные дефекты и деформациями, возникшими в результате потери зубов, возрастных изменений и заболеваний пародонта, но так-же повреждениями, возникшими в результате травмы или болезни.

Мы занимаемся исправлением нарушения, возникающего в процессе формирования жевательно-речевого аппарата, корректируя не только аномалии развития, например, генетически обусловленные дефекты и деформациями, возникшими в результате потери зубов, возрастных изменений и заболеваний пародонта, но так-же повреждениями, возникшими в результате травмы или болезни.

Как происходит перемещение зубов?

В некоторых случаях возникает необходимость перемещения одного или нескольких зубов. Для этой цели врачи-ортодонты используют съемные или несъемные конструкции. К несъемным относятся брекет-системы, обеспечивающие перемещение зубов в нужном направлении, под контролем специалиста.

Виды перемещения зубов в ортодонтии:

1. Корпусная методика, предполагающая перемещение в одном направлении коронки зуба и корня.

2. Наклонно-вращательный – предполагает перемещение на разное расстояние коронки и зубного корня.

В ортодонтическом лечении возможно перемещение не только одного зуба, но и целого ряда. Такая методика успешно используется при лечении окклюзии с дистальным положением нижней челюсти.

при необходимости изменения размера или положения челюсти;

Читайте также:  Болит крайний верхний зуб и появилось воспаление над десной

Обязательные и второстепенные способы диагностики в ортодонтии

Для полноценного исследования больного необходимо еще провести лабораторные и функциональные исследования. К ним относятся: жевательная проба, измерения на контрольных моделях, рентгеновские снимки челюстей, мастикоциография, миография, миотонометрия и другие физиологические пробы. Жевательная проба нужна для сравнительной оценки жевания у ребенка до и после лечения. Контрольные модели очень важны, ибо на них проводят измерения для выяснения ширины, длины и высоты челюстей.

Об изменении положения отдельных зубов, взаимоотношениямежду зубными рядами и о результате лечения судят по сравнению контрольных моделей, снимаемых до лечения и в процессе лечения. Челюсти измеряются в трех направлениях: в трансверзальном, сагиттальном и вертикальном (Коркгауз). Для измерения челюстей в трансверзальном направлении (т.е. для измерения ширины челюстей) определяется расстояние между точками, совпадающими со средней фиссурои первых премоляров, а также первых моляров.

Линия, соединяющая средние фиссуры первых премоляров является передней линией ширины челюсти, а линия, соединяющая средние фиссуры первых моляров, называется задней линией ширины челюсти.

Если нет верхних первых премоляров или верхних первых моляров, то можно измерить ширину челюсти по расстоянию между клыками. Для измерения челюсти в сагиттальном направлении, т. е. для определения длины челюсти, соединяют вначале линией дистальные поверхности последних моляров. Затем восстанавливают перпендикуляр из середины этой линии по направлению к фронтальным зубам и получают среднюю линию. Эта линия может не совпадать со средней линией, проходящей между центральными резцами, а может проходить по одному из центральных резцов. Она пересекает линию, соединяющую дистальные поверхности последних моляров.

Длиной челюсти является отрезок сагиттальной линии, лежащей между резцами и точкой пересечения ее с дистальной линией.

Могут быть еще отклонения размеров челюсти в вертикальном направлении. При открытом и глубоком прикусах альвеолярные отростки развиты неравномерно. При глубоком прикусе альвеолярный отросток в области передних зубов чрезмерно развит и недоразвит в области боковых; при открытом, наоборот, он чрезмерно развит в области боковых и недоразвит в области передних зубов. Для измерения челюсти в вертикальном направлении используют ок-клюзионную или протетическую плоскость. Для этой цели проводят плоскость через щечные бугры премоляров или через щечный бугор первого премоляра и мезио-щечный бугор первого постоянного моляра на одной стороне, которая и будет окклюзионной плоскостью.

При супраокклюзии зубы проходят через окклюзионную плоскость и наблюдается удлинение, а если зубы не достигают до окклюзионной плоскости, отмечается укорочение альвеолярного отростка. Все эти данные заносятся в историю болезни с тем, чтобы после окончания лечения их сравнить с вновь полученными.

Оттиски для контрольных моделей снимают гипсом или другими оттискными массами. Гипсовые оттиски очень точные, но они имеют тот недостаток, что аномалийно расположенные зубы на отлитых по ним моделях часто ломаются. К тому же дети плохо переносят гипсовые оттиски. Поэтому некоторые предпочитают снимать контрольные оттиски термопластической массой, алгинатной или силиконовой. Последняя еще имеет то преимущество, что можно по одному оттиску отлить несколько моделей.

Контрольные модели, полученные до и после окончания лечения, сохраняют очень долго, ибо они служат иллюстрацией успешной терапии и отдаленных результатов лечения. Поэтому их следует бережно хранить и так готовить, чтобы удлинить срок службы. Этого можно добиться, если отливать контрольные модели из мраморного гипса, а в случае его отсутствия кипятить обычные гипсовые модели в 25% растворе буры. От такого кипячения модели становятся прочными и дольше сохраняются.
Весьма ценным вспомогательным способом в диагностике аномалий прикуса является рентгенография.

Для правильной диагностики и терапии необходимо знать состояние периапикальных тканей перемещаемых зубов, степень рассасывания корней молочных зубов, степень оссификации корней постоянных зубов, наличие ретинированных зубов и их расположение, полное отсутствие фолликулов, путь прорезывания зубов. Наконец, рентгенография дает представление о картине костной ткани в области тяги и давления при аппаратурном лечении, о характере ее перестройки и реакции на ортодонтическое вмешательство. Необходимо также определить жевательную эффективность.

Оттиски для контрольных моделей снимают гипсом или другими оттискными массами. Гипсовые оттиски очень точные, но они имеют тот недостаток, что аномалийно расположенные зубы на отлитых по ним моделях часто ломаются. К тому же дети плохо переносят гипсовые оттиски. Поэтому некоторые предпочитают снимать контрольные оттиски термопластической массой, алгинатной или силиконовой. Последняя еще имеет то преимущество, что можно по одному оттиску отлить несколько моделей.

Диагностика прикуса в ортодонтии

Что такое диагноз прикуса и как он влияет на ортодонтическое лечение? Как и где сделать правильную диагностику прикуса перед установкой брекетов, недорого, по акции или со скидкой в Москве и других городах России? Читайте далее …

В свою очередь, крайне важно отметить, что патологии и болезни жевательной мускулатуры и суставов ВНЧС, негативно влияющих на прикус, могут быть вызваны нарушениями в позвоночнике и других крупных суставах и скелетных мышцах организма. Наиболее характерные случаи это сочетанные (связанные) друг с другом нарушения в шейном отделе позвоночника, прилегающих к нему трапециевидных мышцах, суставах ВНЧС, лицевых и жевательных мышцах и кривые зубные ряды.

Обследование ортодонтических больных

При опросе ребенка и его родителей выясняют общее его состояние, причины возникновения и характер развития деформации, аппетит, сон, возбудимость, вскармливание, бытовые условия, перенесенные инфекционные болезни, состояние дыхательных путей, вредные привычки, сроки прорезывания молочных зубов, начало их смены, количество и состояние постоянных зубов.

При наличии деформации необходимо выяснить состояние функции речи, жевания, дыхания и др.

Объективное обследование начинают с общего осмотра. При этом обращают внимание на общее развитие ребенка и соответствие его возрасту. Затем осматривают лицо. Осмотр производят в анфас и профиль. Изучая конфигурацию лица, обращают внимание на пропорциональность его частей, симметричность, степень выраженности носогубных и подбородочно-губных складок, на взаимоотношение и форму губ, положение верхних резцов по отношению к нижней губе, состояние круговой мышцы рта, определяют величину нижнечелюстного угла.

Результаты такого обследования позволяют выяснить, насколько данная деформация отразилась на внешнем виде ребенка.

Затем проводят осмотр слизистой оболочки губ, щек, переходных складок, альвеолярных отростков, твердого неба, дна полости рта и языка, определяют их общее состояние. Все виды травм, наносимые острыми краями разрушенных зубов, зубами, стоящими вне зубного ряда, режущими поверхностями зубов при глубоком прикусе, которые требуют применения срочных мероприятий, учитывают в плане лечения.

Наличие воспалительных процессов в полости рта служит временным противопоказанием к аппаратному вмешательству. Исследуют положение уздечек верхней и нижней губы, которые могут быть причиной появления диастем между 1 | 1 зубами. Осматривая язык, обращают внимание на его величину, рельеф боковых участков, а также положение уздечки языка. Исследуя отдельные зубы, определяют их количество, состояние твердых тканей, положение и их устойчивость, так как некоторые аномалии приводят к перегрузке отдельных зубов и расшатыванию.

При рассмотрении рельефа режущих краев и поверхностей смыкания зубов обращают внимание на степень выраженности бугорков в молочном и постоянном прикусах. Отсутствие стирания бугорков на поверхностях смыкания, а также наличие острого режущего бугорка молочного клыка во втором периоде молочного прикуса могут быть препятствием для свободных движений нижней челюсти и причиной развития аномалий прикуса.

Обследуя зубные ряды, обращают внимание на форму и величину зубных дуг, их непрерывность, величину дефектов и др. Затем определяют взаимоотношение между зубными рядами (прикус). Для этого изучают соотношение зубов с антагонистами, обращая особое внимание на соотношение шестых зубов, наклон верхних и нижних зубов, выраженность сагиттальной и трансверзальной кривых.

Для полноценного обследования зубочелюстного аппарата кроме клинического обследования используют дополнительные методы лабораторной диагностики. К ним относятся: изучение контрольных моделей, фотографий лица; краниометрические и графические методы; рентгенологическое исследование зубов, челюстей и височно-нижнечелюстных суставов; телерентгенография и функциональные методы исследования — жевательные пробы, динамометрия, миография, электромиография, мастикациография, гнатодинамометрия.

По данным субъективного и объективного исследования ставят диагноз, намечают план лечения и выбор рациональной конструкции ортодонтического аппарата.

При составлении плана лечения обращают внимание на возраст больного, учитывая физиологические процессы роста и развития жевательного аппарата, проявляющиеся на различных участках челюстей в разное время. Это особенно важно при применении несъемных аппаратов, которые могут препятствовать свободному росту челюстей.

Определяют также последовательность проводимых манипуляций, а в ходе лечения —проводят наблюдения за эффективностью действия применяемых аппаратов. Для этого отмечают изменения формы зубных дуг, взаимоотношений между зубными рядами, степень смещения зубов в определенных направлениях, следят за реактивными изменениями десны и периодонта смещаемых зубов.

В процессе лечения периодически получают повторные контрольные модели, на которых проводят соответствующие измерения, а также повторяют некоторые лабораторные методы исследования, например рентгенографию, телерентгенографию и др.

При рассмотрении рельефа режущих краев и поверхностей смыкания зубов обращают внимание на степень выраженности бугорков в молочном и постоянном прикусах. Отсутствие стирания бугорков на поверхностях смыкания, а также наличие острого режущего бугорка молочного клыка во втором периоде молочного прикуса могут быть препятствием для свободных движений нижней челюсти и причиной развития аномалий прикуса.

Если во время ортодонтического лечения пациенту кажется, что что-то не так, то как это проверить и убедиться, что план лечения правильный?

Ортодонтическое лечение – это длительный процесс и не стоит начинать его, если пациент не доверяешь своему врачу. Если он при первом сомнении идёт консультироваться в другую клинику , значит неправильный выбор был сделан в самом начале, на этапе выбора «своего» врача. Мы очень рекомендуем начинать с прямого вопроса ортодонту. «Мне кажется, что зуб стал смещаться не туда, это нормально?» – ни один профессионал не будет отмахиваться от этого вопроса, потому что понимание пациентом происходящего лечения – это действительно важно. Всегда нужно уточнять сроки исправления такой ситуации. Необходимо выждать озвученный врачом срок и посмотреть, соответствует ли это происходящему в полости рта. Но нежелательно делать вывод по одному событию – во время лечения может отклеиться брекет и даже сломаться дуга. Если такое происходит регулярно, зубы по-прежнему остаются неровными. В случае, когда несколько раз подряд ортодонт говорит одно, а происходит другое, то можно начать сомневаться и пройти консультацию у другого специалиста.

Ортодонтическое лечение – это длительный процесс и не стоит начинать его, если пациент не доверяешь своему врачу. Если он при первом сомнении идёт консультироваться в другую клинику , значит неправильный выбор был сделан в самом начале, на этапе выбора «своего» врача. Мы очень рекомендуем начинать с прямого вопроса ортодонту. «Мне кажется, что зуб стал смещаться не туда, это нормально?» – ни один профессионал не будет отмахиваться от этого вопроса, потому что понимание пациентом происходящего лечения – это действительно важно. Всегда нужно уточнять сроки исправления такой ситуации. Необходимо выждать озвученный врачом срок и посмотреть, соответствует ли это происходящему в полости рта. Но нежелательно делать вывод по одному событию – во время лечения может отклеиться брекет и даже сломаться дуга. Если такое происходит регулярно, зубы по-прежнему остаются неровными. В случае, когда несколько раз подряд ортодонт говорит одно, а происходит другое, то можно начать сомневаться и пройти консультацию у другого специалиста.

Читайте также:  Калгель — инструкция по применению

Выпускная квалификационная работа на тему: Методы диагностики в ортодонтии (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9

Допущена к защите

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему: Методы диагностики в ортодонтии

студентка 522 группы

Глава 1 Обзор литературы. 6

1.2 Этиология и патогенез зубочелюстных аномалий 8

1.3 Классификации зубочелюстных аномалий 13

1.4 Методы диагностики 21

Глава 2 Основная часть 43

2.1 Материалы 43

Глава 3 Собственные результаты 46

3.1 Пациент №1 46

3.2 Пациент №2 55

3.3 Пациент №3 66

Список условных обозначений 81

Список литературы 82

Приложение 1 85

Приложение 2 86

Приложение 3 87

Значимость темы диагностики в ортодонтии, определяется тем, что для успешного лечения зубочелюстных аномалий необходимо поставить диагноз, для которого важно определить морфологический составляющий фактор и механизм образования аномалии. Начиная с древних времен, и продолжается в наши дни проблема, связанная с различными формами и видами зубочелюстных аномалий, которые ведут за собой функциональные, эстетические, психологические и социальные проблемы всего общества.

Диагностика аномалий зубочелюстной системы является наиболее важной задачей в практике врача-ортодонта, так как она позволяет определить план лечения пациента, подключение смежных специалистов. Современная ортодонтическая практика на данный момент практически не является самостоятельной дисциплиной, а существует в тесной связи с другими направлениями стоматологии и другими медицинскими направлениями. На данный момент качественное проведение ортодонтического лечения невозможно без комплексного подхода к пациенту и привлечения к диагностике и лечению таких узких специалистов как: стоматолог-терапевт, стоматолог-ортопед, стоматолог-хирург, челюстно-лицевой хирург, имплантолог, гнатолог, остеопат.

В процессе становления дисциплины врачами-ортодонтами были создано множество различных методов для обследования челюстно-лицевой области пациента. Были разработаны методы анализа диагностических гипсовых моделей челюстей. Появляются методы оценки диагностических моделей челюстей в трехмерном пространстве. Активно совершенствуются и развиваются рентгенологические методы диагностики — ортопантомография челюстей, телерентгенография головы (ТРГ) в прямой и боковой проекциях (Broadbent и Н. Hofrath, 1931). Современные методы лучевой диагностики, такие как компьютерная томография (Кормак и Хаунсфилд, 1979), и конусно-лучевая компьютерная томография (2006), позволяющие произвести послойное исследование тканей. Для дополнительной функциональности вводят в практику и программное обеспечение, позволяющее визуализировать в 3D и 4D объеме и совершать планирование диагностики и дальнейшего лечения, а также позволяет оценить состояние ВНЧС. Магнитно-резонансная томография, вносит значительный вклад в оценку состояния суставных дисков ВНЧС.

Изучение методов диагностики аномалий зубов и зубных рядов, патологий структур височно-нижнечелюстного сустава.

1. Провести обследование пациентов с различными аномалиями окклюзии.

2. Изучить различные методы диагностики для пациентов с ортодонтической патологией.

3. Сравнить методы диагностики в ортодонтии у пациентов разных возрастных категорий.

4. Изучить современные томографические методы диагностики направленные на изучение суставных патологий.

5. Выявить минимальное количество диагностических методов для качественного обследования и постановки диагноза.

Научная новизна исследования.

1. Рассмотрены и оценены существующие классификации в ортодонтии, методы диагностики.

2. Разобран подход к обследованию пациентов разных возрастных групп.

3. Проведены обобщающие результаты обследования и диагностики пациентов.
Практическая ценность исследования.

Подробный разбор существующих методов диагностики существенно позволит правильно определить механизм и этиологию заболевания, что позволит поставить корректный диагноз и, следовательно, составить наиболее полно и корректно план лечения пациента.

Получены результаты диагностики пациентов трех возрастных групп.

Оценены и изучены наиболее используемые методы диагностики пациентов.

Глава 1 Обзор литературы. 1.1 История

Начиная с древних времен, были известны всевозможные аномалии зубочелюстной системы. Об этом говорят те простенькие ортодонтические устройства, которые находили при раскопках, принадлежащие древним и грекам и этрускам. Есть также данные об изготовлении специальных приспособлений, используемых для перемещения зубов
(роффит, 2008).

В трудах Гиппократа упоминаются одни из первых попыток исправления положения зубов.

В этап формирования ортодонтии в качестве науки (вторая половина XIX в.), первоначально уделялось внимание для исправления выступающих зубов и изменениям в лицевых пропорциях. Norman Kingsley считается одним из основателей данного периода ортодонтической науки, начавший использовать действия внеротовых сил для коррекции выступающих зубов. Следующим «отцом ортодонтии» можно J. N. Farrar, который разработал разные варианты несъемной аппаратуры, и рекомендовал в течение продолжительного времени применять приложение умеренных сил для перемещения зубов. Э. Энгль в 1889 г. представил 7 разных видов аномалий положения зубов. Он также создал классификацию прикусов и рассмотрел нарушения смыкания бокового отдела зубного ряда.

Необходимость тщательной диагностики доказывает и вся история развития диагностических методов. Э. Энгль предложил для обследования пациентов использовать контрольные диагностические модели, затем ученик Э. вид начинает использовать телерентгенограмму, однако более широкому внедрению методики ТРГ в ортодонтическую практику поспособствовали публикации В. Н. Broadbent и Н. Hofrath, 1931. Paatero в 1958 была разработана панорамная томография для послойного плоскостного изображения сферических контуров челюстно-лицевого скелета. После развивается «золотой век» телеренгенографии. Данные методики позволили появиться «мягкотканной парадигме», которая объединяет накопленные знания и позволяет понять, что любое ортодонтическое лечение влияет не только на зубные ряды, но и отражается на внешнем виде пациента. Присоединяются методы компьютерной томографии и программы, позволяющие планировать и контролировать каждый этап лечения.

1.2 Этиология и патогенез зубочелюстных аномалий

Формирование жевательно-речевого аппарата идет в тесной связи с формированием целого организма человека. Его развитие идет, начиная с 5-й недели эмбрионального периода, в момент закладки первых зачатков молочных зубов, и завершается около 18-20 лет в зрелом возрасте. По этиологии и патогенезу формирования зубочелюстных аномалий можно выделить два периода:

1) внутриутробный – нарушения развития больше зависят от состояния матери, чем от внешних факторов;

2) постнатальный – внешние воздействия значительно влияют на развитие патологий зубочелюстных аномалий.

Нарушения формирования челюстно-лицевой области во внутриутробном периоде.

Во время беременности плод защищен организмом матери от внешних воздействий. Тем не менее, в среде, которая окружает ребенка, возникают неблагоприятные условия, которые могут негативно повлиять на развитие всего организма, включая челюстно-лицевую область. Такие воздействия бывают как физиологическими, так и механическими. (, 2001)

Во время беременности имеет место быть – механическая травма плода. Посредством того, что на последних сроках беременности количество околоплодной жидкости уменьшается, то происходит давление частей плода. Обычно ноги и руки плода, находящиеся возле головки, при давлении образуют различные деформации, и нарушается дальнейшее развитие челюстно-лицевой области. в своей работе «Современная ортодонтия» писал о том, что: «Иногда голова плода в утробе плотно прижата к грудной клетке, что затрудняет нормальное развитие вперед нижней челюсти. Это может происходить по одной из многих причин, самой распространенной из которых является уменьшение объема амниотической жидкости. Результатом этого является уменьшение размеров нижней челюсти, что обычно сопровождается расщелиной неба, возникшей в результате неправильного положения языка, препятствовавшего нормальному закрытию небных отростков».

Все заболевания матери, а особенно заболевания такие, как сифилис, туберкулез, хронические отравления никотином и алкоголем, наркотическими и токсическими веществами, заболевания эндокринной системы могут привести к нарушению развития плода и челюстно-лицевой области.

Нарушения развития жевательно-речевого аппарата в постэмбриональном периоде.

Ошибки при вскармливании ребенка могу привести к нарушениям жевательно-речевого аппарата. Так как вскармливание тесно связано с сосательной функцией.

Значимость темы диагностики в ортодонтии, определяется тем, что для успешного лечения зубочелюстных аномалий необходимо поставить диагноз, для которого важно определить морфологический составляющий фактор и механизм образования аномалии. Начиная с древних времен, и продолжается в наши дни проблема, связанная с различными формами и видами зубочелюстных аномалий, которые ведут за собой функциональные, эстетические, психологические и социальные проблемы всего общества.

Методы диагностики в ортодонтии

Последний возрастной этап этого периода от 11 до 13-15 лет можно назвать предпубертатным.

В функциональном отношении многие органы у детей младшего школьного возраста достигают полного развития.

Можно считать законченной морфологическую дифференцировку клеток коры головного мозга и проводящих путей. Усиленно развивается мышечная система, отчетливо выявляется интеллектуальный облик ребенка, на своеобразии психо-физического развития мальчиков и девочек начинает сказываться влияние половых желез.

Со стороны эндокринных желез отмечается возрастающее значение инкрета половых желез, снова усиливается гормональное воздействие щитовидной железы.

Последним периодом детства является период полового созревания (пубертатный период, старший школьный возраст). Время наступления этого периода значительно колеблется в зависимости от пола и индивидуальных особенностей ребенка. Пубертатный скачок роста происходит в среднем у мальчиков между 14 и 15,5 годами с окончанием в 18 лет, у девочек на два года раньше (12-13 лет).

Пропорции тела и функциональные особенности различных органов в период полового созревания приближаются к таковым у взрослых.

Особенности организма ребенка в различные возрастные периоды должны служить научным обоснованием дифференцированного стоматологического обслуживания детей.

Занятие №2

I. Тема: Клинические и специальные методы обследования ортодонтических пациентов. Принципы формулирования ортодонтического диагноза.

II.Цель: Научиться применять клинические и специальные методы обследования ортодонтического пациента и формулировать ортодонтический диагноз.

При изучении данной темы студент должен:

Знать:методы обследования ортодонтического пациента

Уметь:измерять лицо, диагностические модели челюстей и рентгенологические снимки ЧЛО

Владеть: методами обследования ортодонтического пациента и формулировать ортодонтический диагноз.

Ш.Вопросы входного контроля.

  1. Статическое клиническое обследование.
  2. Осмотр пациента и обследование полости рта.
  3. Динамическое клиническое обследование.
  4. Клинические диагностические пробы Эшлера и Битнера, Ильиной-Маркосян и Кибкало. Их значение.
  5. Взаимосвязь местных и общих нарушений организма при зубочелюстно-лицевых аномалиях и при нарушениях опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.
  6. Методы изучения симметрии, пропорций и профиля лица непосредственно на пациенте и фотографиях его лица.
  7. Изучение размеров коронок зубов, длины зубных дуг по методу Nance.
  8. Изучение пропорциональности сегментов зубных дуг по методам Tonn,
  9. Gerlach.
  10. Изучение ширины зубных дуг по Pont.
  11. Метод изучения диагностических моделей челюстей по Korkhaus.
  12. Определение мезио-дистального смещения зубов по Schmuth.
  13. Методы диагностики в ортодонтии.
  14. Рентгенологические методы исследования.
  15. Функциональные методы исследования.
  16. формулирование ортодонтического диагноза.

IV. Содержание занятия:

Методы диагностики в ортодонтии.

I.Клиническая диагностика (статическая и динамическая):

а) оформление и заполнение паспортной части истории болезни;

б) определение анамнеза жизни и заболевания;

в) общий осмотр пациента;

г) обследование полости рта и носоглотки;

д) определение нарушений функции глотания, дыхания, речи, ВНЧс, парафункции мышц околоротовых, внутриротовых, функциональные пробы.

II. Лабораторная диагностика:

а) метод изучения диагностических моделей челюстей;

б) рентгенологический метод;

в) фотометрический метод;

г) метод функциональной диагностики.

Наиболее информативные и часто применяемые в ортодонтии методы изучения диагностических моделей челюстей:

Дата добавления: 2015-03-11 ; просмотров: 2374 . Нарушение авторских прав

Со стороны эндокринных желез отмечается возрастающее значение инкрета половых желез, снова усиливается гормональное воздействие щитовидной железы.

Добавить комментарий