Особенности строения эмали молочных и постоянных зубов.

Гистологические особенности строения тканей зуба у детей различного возраста

ТканьВременныезубыПостоянныезубы
ЭмальСлой эмали тоньше и менее минерализован. После прорезывания зуба в течение 4-х лет продолжается активная минерализация эмали. В сменном прикусе эмаль временных зубов подвергается физиологической стираемости. В стадию незаконченной минерализации кристаллизационная вода составляет до 4%.Состоит из эмалевых призм, которые проходят через всю ее толщину. В толще каждой эмалевой призмы проходят тонкие цитоплазматические волокна, образующие тонкую органическую сеть, в петлях которой располагаются кристаллы апатитов. Морфологическим образованьями органической природы являются эмалевые пучки, эмалевые пластинки и эмалевые веретена. В состав эмали входит кристаллизационная вода (около 1%), образующая внутреннюю гидратную оболочку кристаллов.
ДентинСлой дентина тоньше, менее минерализован, дентинные канальцы более широкие и имеют почти перпендикулярное направление к полости зуба, что позволяет инфекции беспрепятственно распространяться в пульпу зуба даже при неглубоких кариозных поражениях дентина. Слой заместительного дентина не выражен.Напоминает грубо волокнистую костную ткань, состоящую из основного вещества, пронизанного большим количеством дентинных канальцев, имеющие образные изгибы. Основное вещество дентина составляют коллагеновые волокна, которые в наружных слоях имеют радиальное направление, а во внутренних – тангенциальное. Между волокнами содержится аморфное склеивающее вещество. Внутренний слой околопульпарногомалообызвествленного дентина является зоной непрерывного роста дентинного слоя (предентин). Дентинные канальцы начинаются в полости зуба, волнообразно изгибаясь, проходят радиально через толщу дентина и заканчиваются колбообразными вздутиями в области дентиноэмалевого соединения. В просвете дентинных канальцев расположены дентинные отростки одонтобластов (отростки Томсона).
ЦементЦемент формируется по мере роста корня в длину, а при физиологической резорбции корня рассасывается. Во временных зубах клеточного цемента больше.По структуре напоминает грубоволокнистую кость. Он состоит из основного вещества, пропитанного солями кальция, в котором расположены идущие в разных направлениях коллагеновые волокна. Различают два вида цемента: бесклеточный (первичный) и клеточный (вторичный). Бесклеточный цемент находится на боковых поверхностях корня, а клеточный – у верхушки корня, в многокорневых зубах в области бифуркации. Клеточный цемент содержит цементоциты

Признаки физиологического прорезывания зубов:

1. Парность прорезывания.

2. Прорезывание в определенные сроки.

3. Определенная последовательность в прорезывании зубов: первыми прорезываются зубы на нижней челюсти, а затем на верхней.

Сроки прорезывания постоянных зубов
(Леонтьев В.К., Пахомов Г.Н.. 2006)

§ Первые моляры – 6-7 лет

§ Первые резцы – 6-8 лет

§ Вторые резцы – 7-9 лет

§ Первые премоляры – 9-11 лет

§ Вторые премоляры – 10-12 лет

§ Вторые моляры – 11-13

Клинические проявления отдельных форм кариозного процесса:

Острое течениеОстрейшее течениеХроническое течение
Типично появление дефектов одновременно в нескольких зубах, недолговечность пломб. Среднее число пораженных зубов не превышает 10. Поражаются определенные группы зубов – обычно моляры и премоляры, несколько реже – резцы, преимущественно верхней челюсти. Кариозные очаги локализуются на жевательной, апроксимальной и реже пришеечной поверхности зубов. В пораженном зубе обнаруживается один, реже два кариозных очага. Характерно быстрое развитие деструктивных изменений в твердых тканях зуба, быстрый переход неосложненного кариеса в осложненный (от нескольких месяцев до 1 года) Распространение кариозных полостей идёт в ширину и глубину. Пораженные ткани мягкие. Слабо пигментированы, влажные, легко удаляются экскаватором.Характерно весьма быстрое течение кариозного процесса. Нередко наблюдается поражение твердых тканей большого числа зубов в течении короткого промежутка времени (от нескольких недель до 3 мес). Пломбы «выпадают» вскоре после проведенного лечения, зубы часто покрыты мягким налетом, слюна вязкая, скудная. В анамнезе – хронических соматические заболевания. Характерно поражение большого числа зубов, нередко превышающее 12-14. Поражаются все группы зубов, в том числе клыки и резцы. Характерна множественность кариозных дефектов (до 3-4 на коронке одного зуба). Дефекты локализуются не только на типичных для кариеса поверхностях, но и на «иммунных». Типичным являются рецидивы кариеса.Протекает с поражением одного зуба, либо небольшого числа зубов. Во временных зубах встречается редко. Характеризуется медленным течением процесса (несколько лет). Распространение полости идет в основном в направлении. Измененный дентин твердый, пигментированный, коричневого и темно – коричневого цвета.

Особенности клинического течения кариеса у детей:

1. В период формирования и сформированного корня чаще встречаются острые формы кариеса. В период резорбции корня зуба развиваются преимущественно хронические процессы, которые характеризуются медленным течением.

2. Чаще поражаются апроксимальные поверхности моляров, верхних резцов (как временных, так и постоянных зубов).

3. Характерно плоскостное поражение зубов; одной из разновидностью которого, является циркулярный кариес.

4. В период резорбции корня отмечается несоответствие между клинической картиной и субъективными признаками: начавшаяся инволюция зуба искажает течение кариозного процесса.

Диспансерные группы по Т.Ф.Виноградовой:
1 группаСоматически здоровые дети с компенсированной активностью кариеса, не имеющие заболеваний пародонта (кроме катарального гингивита, обусловленного плохой гигиеной и зубочелюстных аномалий.Наблюдаются стоматологом – 1 раз в год.
2 группаДети с компенсированной или субкомпенсированной активностью кариеса,имеющиегигивит (кроме хронического генерализованного гипертрофического гинигивита), имеющие аномалии отдельных зубов, либо имеющие соматическую патологию, не требующую длительного диспансерного наблюдения у педиатора.Наблюдаются у стоматолога 2 раза в год.
3 группаДети с компенсированной, субкомпенсированной или декомпенсированной активностью кариеса, имеющие заболевания пародонта, имеющие аномалии прикуса, хроническую соматическую патологию.Наблюдаются у стоматолога 3-4 раза в год.
4 группаВсе дошкольникиНаблюдаются у стоматолога 2 раза в год.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Признаки физиологического прорезывания зубов:

Другие особенности строения эмали

В составе эмали есть и другие компоненты:

  • полоски Гунтера-Шрегера – светлые и темные образования шириной 100 мкм, расположенные перпендикулярно по отношению к поверхности эмали (результат продольного и поперечного вскрытия эмалевых призм);
  • линии Ретциуса в виде симметричных косо расположенных арок, которые на поперечных срезах напоминают кольца роста на стволе дерева (это так называемые ростовые линии, сигнализирующие о периодичности процессов минерализации);
  • неонатальная линия – темная полоса, которая разделяет эмаль, сформированную до и после появления ребенка на свет (заметна во всех молочных зубах и в первом коренном моляре);
  • эмалевые пучки и пластинки – эмаль, которая содержит гипоминерализованные призмы и такое же межпризменное вещество, с высоким содержанием белков.

Эмалевые пластинки располагаются от поверхности вглубь, преимущественно в области шейки зуба, пучки – во внутренних слоях, возле эмалево-дентинного соединения. Есть мнение, что через эти образования в толщу эмали проникают микроорганизмы, способствующие развитию кариеса.

Эмалевые пластинки располагаются от поверхности вглубь, преимущественно в области шейки зуба, пучки – во внутренних слоях, возле эмалево-дентинного соединения. Есть мнение, что через эти образования в толщу эмали проникают микроорганизмы, способствующие развитию кариеса.

3. Строение коронки

В анатомо-физиологическом строении молочного зуба можно выделить 3 основных элемента:

  1. коронку – утолщенный элемент жевательной единицы, покрытый эмалью,
  2. шейку – свободную от эмали часть, связывающую коронку и корень,
  3. корень – часть зуба, удерживающая его в челюстной кости.

В норме коронки резцов имеют чуть большие размеры, нежели клыки и моляры. Расположены они под углом 90 градусов по режущей и боковой (медиальной) поверхности. При наличии всех 20 молочных единиц расстояние между ними должно быть незначительным. При любых отклонениях необходимо срочно обратиться к детскому стоматологу.

Покрытые эмалью коронки имеют отличительные от постоянных единиц особенности: коронки низкие, короткие, по размеру маленькие, с голубоватым оттенком покрытия.

С появлением новых жевательных единиц расстояние между ними увеличивается, возникает больше свободного пространства, которое в дальнейшем поможет временному элементу без помех расшататься и выпасть.

  1. ретенция – формированием зуба под слизистой оболочкой и невозможность его прорезывания,
  2. дистопия – зуб растет изначально в неправильном положении, может сильно выдаваться вперед, уходить назад или быть повернутым вокруг своей оси,
  3. гипердонтия – появление дополнительных зачатков за дугой ряда при условии, что она уже сформировалась,
  4. гипоплазия – поражение внешней поверхности эмали.

Примерные сроки прорезывания временных зубов

Когда же ждать появления у малютки зубок? Как правило, первыми режутся у ребенка нижние и верхние центральные резцы. Это происходит в возрасте 6-8 месяцев, но не стоит переживать, если прорезывание слегка затянется.Обращаться к врачам следует лишь, если первый зуб не покажется у вашего чада даже к году.

Верхние и нижние боковые резцы появляются у малышей от 8 до 14 месяцев. После них режутся, как правило, в возрасте 12-16 месяцев, первые моляры. При этом между ними и резцами остается свободное пространство, которое к 16-24 месяцам заполняют клыки. Замыкают процесс вторые моляры, прорезывание которых укладывается в промежуток от 20 до 30 месяцев.

Таким образом, в 2-2,5 года у ребенка в норме должно быть уже 20 молочных зубов:

  • 8 резцов;
  • 4 клыка;
  • 8 моляров.

Помните, что прорезывание зубов, как и рост и развитие детского организма в целом, – индивидуально. Не паникуйте, если к 3 годам ваш малыш еще не имеет всего набора временных зубов. Однако следите за появлением новых с особым вниманием.

А вот если ребенку уже миновал год, а у него еще не показался ни один зуб, стоит проконсультироваться у специалистов и выяснить возможные причины задержки их прорезывания.

Когда бы ни начали появляться у крохи зубки, необходимо с самого раннего детства прививать ему навыки гигиены полости рта. Начинать ее необходимо уже в первые месяцы жизни. Для этого используют специальные силиконовые щеточки, надеваемые на палец или влажные салфетки-напальчники, например, серии «АСЕПТА baby». Когда же малыш подрастет и порадует вас несколькими зубками, можно начинать чистить их с помощью паст, рассчитанных на возраст детей от 0 до 3 лет. Самостоятельной же чистке зубов ребенка стоит обучать после 2 лет, при этом контролируя процесс и наблюдая за тем, чтобы он протекал правильно.

Когда бы ни начали появляться у крохи зубки, необходимо с самого раннего детства прививать ему навыки гигиены полости рта. Начинать ее необходимо уже в первые месяцы жизни. Для этого используют специальные силиконовые щеточки, надеваемые на палец или влажные салфетки-напальчники, например, серии «АСЕПТА baby». Когда же малыш подрастет и порадует вас несколькими зубками, можно начинать чистить их с помощью паст, рассчитанных на возраст детей от 0 до 3 лет. Самостоятельной же чистке зубов ребенка стоит обучать после 2 лет, при этом контролируя процесс и наблюдая за тем, чтобы он протекал правильно.

Строение эмали

Зубная эмаль – это самая твердая ткань в теле, прочнее обычной кости примерно в 10 раз. Эмаль покрывает коронку сверху и в среднем ее толщина составляет 2 мм. Самый толстый слой находится на режущих буграх коронки и может доходить до 3,5 мм. А самый тонкий – возле шейки, здесь его толщина около 0,1 мм. При переходе от шейки к корневому цементу эмаль может и вовсе отсутствовать (а на корне эмаль вообще не предусмотрена природой), тогда эта область попадает в зону повышенного риска по возникновению кариеса.

Зубная эмаль полупрозрачна, обычно имеет молочно-белый цвет. На 95% эмаль образована неорганическими соединениями – гидроксиапатит, фторапатит, карбонапатит. Примерно 4% – это вода, а остальное – тончайшие органические волокна. Неорганическая часть состоит из микроскопических призм, а те в свою очередь из кристаллов минерализованной ткани. Несмотря на твердость, эмаль все-таки достаточно хрупка, а не раскалываться ей помогает нижний слой упругого дентина.

Полезно знать! Между эмалью и окружающими тканями постоянно происходит ионный обмен. Причем этот процесс происходит как с ротовой жидкостью снаружи (более активный обмен ионами), так и с дентином изнутри (менее активный обмен).

Основной объем пульпы занимает соединительная ткань, в которой расположены нервные клетки, лимфоциты, кровеносные сосуды, плазматические клетки и т.д. Через этот пучок проходят все питательные вещества (плюс отводятся «продукты переработки»), а также нервные импульсы – сигнализирующие о воспалении или травме. При попадании в пульпарную полость патогенных организмов начинают вырабатываться антитела, но они не всегда могут справиться с воспалением, и тогда начинается пульпит. Пульпа вместе с дентином образует комплекс – эндодонт.

Особенности строения эмали молочных и постоянных зубов.

Эмаль покрывает анатомическую коронку зуба и является самой твердой его тканью, резистентной к изнашиванию. Эмаль располагается поверх дентина, с которым тесно связана структурно и функционально как в процессе развития зуба, так и после завершения его формирования. Она защищает более мягкий подлежащий дентин и пульпу зуба от воздействия внешних раздражителей.

Несмотря на то, что эмаль твердая, она в то же время очень хрупкая, а это может быть причиной ее перелома или откалывания. Тем не менее комбинация ее прочности с амортизирующим эффектом дентина и поддерживающим действием периодонта позволяет эмали выдерживать большие механические нагрузки. Поэтому разрушение подлежащего слоя дентина приводит к растрескиванию эмали.

Толщина слоя эмали в различных отделах коронки неодинакова и колеблется от 1,62—1,7 мм на жевательной поверхности до 0,01 мм в области шейки зуба.

Эмаль полупрозрачна, цвет ее варьирует от желтоватого до серовато-белого. Эти оттенки вызываются различной толщиной и прозрачностью эмали, а такзке цветом подлежащего дентина. Вариации степени минерализации эмали проявляются изменениями ее окраски. Так, участки гипоминерализованной эмали выглядят менее прозрачными, чем окружающая эмаль.

Строение зуба (термины указаны на латинском языке)

Мельчайшими структурными единицами эмали являются кристаллы апатитов, которые плотно уложены вместе в виде более сложных образований — эмалевых призм. Диаметр призм равен приблизительно 5—8 мкм. На поперечном срезе они имеют форму замочной скважины с головкой и хвостом.

Эмалевые призмы начинаются у дентино-эмалевого соединения и идут к поверхности эмали, многократно изгибаясь в виде спирали. Поэтому на шлифах зуба не всегда можно проследить ход каждой отдельной призмы. В общем, они уложены радиально наподобие веера: в области жевательных бугров или режущего края лежат параллельно длинной оси зуба, а на боковых поверхностях коронки постепенно перемещаются в плоскость, перпендикулярную к длинной оси.

Укреплению структуры эмали способствуют волнообразные изгибы призм, вклинивание призматических отростков между смежными призмами и переход кристаллов из одной призмы в другую.

На поперечном срезе недеминерализованной эмали обнаруживается кристаллическое вещество, структурные образования которого представлены в виде призм, межпризменных микропространств и ламелл. Последние данные электронной микроскопии указывают на однородность кристаллической структуры призм и межпризменного вещества, а то, что ранее считалось органическими оболочками эмалевых призм, оказалось микропространствами, в области которых граничат кристаллы смежных призм. Резкие изменения ориентации кристаллов по периферии эмалевых призм только имитируют наличие оболочки.

Интактная структура органического матрикса эмали представляет собой упорядоченное переплетение нитей органической материи, которые следуют направлению кристаллов и призм и в целом создают впечатление, что каждый кристалл и призма имеют собственную органическую субстанцию. На самом деле это органическое вещество, редуцированное до минимума и сохраняющее элементы первоначальных структурных особенностей, заложенных в период амелогенеза.

Благодаря тому что эмалевые призмы имеют S-образную изогнутость по своему ходу, на продольном шлифе не удается разрезать каждую призму строго продольно на всем протяжении. Некоторые участки призм оказываются сошлифованными в продольном направлении, а их продолжение — в поперечном или косом. Правильное чередование поперечных (диазоны) и продольных (паразоны) шлифов пучков эмалевых призм объясняет возникновение темных и светлых полос, которые пересекают в радиальном направлении толщу эмали. Это так называемые полосы Гунтера— Шрегера, хорошо заметные даже при малом увеличении на продольных шлифах зуба.

Кроме полос Гунтера—Шрегера, в эмали часто бывают видны линии или полосы Ретциуса, которые на продольном шлифе идут более отвесно, чем полосы Гунтера— Шрегера, и пересекают их под острым углом. Как правило, они имеют темновато-коричневый цвет. На поперечных шлифах зуба линии Ретциуса располагаются в виде концентрических кругов, сравниваемых некоторыми исследователями с годичными кольцами роста на поперечном срезе ствола дерева. Это сравнение вполне оправдано, так как, по мнению большинства исследователей, линии Ретциуса представляют собой волнообразные стадии в процессе развития зуба и являются участками с пониженным содержанием минеральных солей.

Своеобразными структурами, присущими нормальной эмали, являются эмалевые пластинки. Это тонкие листообразные структуры, которые проходят через всю толщину эмали и видны только на поперечных шлифах зубов. Они состоят из органического материала с небольшим содержанием минералов.

Мельчайшими структурными единицами эмали являются кристаллы апатитов, которые плотно уложены вместе в виде более сложных образований — эмалевых призм. Диаметр призм равен приблизительно 5—8 мкм. На поперечном срезе они имеют форму замочной скважины с головкой и хвостом.

Читайте также:  Как ухаживать за бюгельными зубными протезами

Вторые молочные моляры

Вторые верхние молочные моляры отличаются скошенной формой коронки. Заднещечный корень срощен с небным. В области между переднеязычными и заднещечными бугорками находится эмалевая складка. Вторые молочные моляры нижней челюсти по строению идентичны первым постоянным молярам нижней челюсти, имеют 5 бугорков, наиболее выраженный — переднещечный.

Эта фаза характерна в шестилетнем возрасте для нижних центральных резцов, в восьмилетнем возрасте для центральных и боковых резцов верхней челюсти, в 7-8 лет – для боковых нижних резцов, в 8 лет – для первых нижних моляров.

38.Строение слизистой оболочки рта.

Преддверие и собственно полость рта выстланы слизистой оболочкой.Слизистая оболочка рта (tunica mucosa oris) состоит из 3 слоев: эпителиального, собственной пластинки слизистой оболочки и подслизистой основы. Эпителиальный слой. Слизистая оболочка рта выстлана многослойным плоским эпителием.

Его строение неодинаково в различных участках полости рта. На губах, щеках, мягком небе, дне полости рта эпителий в нормальных условиях ороговевает и состоит из базального и шиповатого слоев. Собственная пластинка слизистой оболочки без резкой границы переходит в подслизистую основу (tunica submucosa), образованную более рыхлой соединительной тканью.

  • Эмаль – это ткань, не способная к регенерации, так как в ее составе отсутствуют клетки.
  • В ней постоянно происходит метаболизм ионов, поступающих из слюны, дентина и пульпы.
  • Ткань отличается взаимной проницаемостью, причем наименьшая проницаемость характерна для внешних поверхностей, прилегающих к полости рта.

Зубы. Строение и источник развития эмали, дентина, цемента, пульпы, зубной связки. Молочные и постоянные зубы

Зубы закладываются из 2 источников:
1. Эпителий ротовой полости – эмаль зуба.
2. Мезенхима – все остальные ткани зуба (дентин, цемент, пульпа, периодонт и параодонт).
На 6-й недели эмбриогенеза многослойный плоский неороговевающий эпителий на верхней и нижней челюстях утолщается в виде подковообразного тяжа – зубная пластинка. Эта зубная пластинка в дальнейшем погружается в подлежащую мезенхиму. На передней (губной) поверхности зубной пластинки появляются эпителиальные выпячивания – так называемые зубные почки. Со стороны нижней поверхности в зубную почку начинает вдавливаться уплотненная мезенхима в виде зубного сосочка. В результате этого эпителиальная зубная почка превращается в перевернутый 2-х стенный бокал или чащу, который называется эпителиальным эмалевым органом. Эмалевый орган и зубной сосочек вместе окружаются уплотненной мезенхимой – зубным мешочком.
Эпителиальный эмалевый орган вначале соединен тонким стебельком с зубной пластинкой.

Параллельно развитию дентина из мезенхимы зубного сосочка начинается дифференцировка и формирование пульпы: мезенхимные клетки превращаются в фибробласты и начинают выработку коллагеновых волокон и основного вещества пульпы.
Разрастание дентина и пульпы в области корня зуба обуславливает прорезывание зуба, так как зачаток зуба в области корня окружен формирующейся костной альвеолой, поэтому дентин и пульпа не могут разрастаться в этом направлении, в области корня поднимается тканевое давление и зуб вынужден выталкиваться, подниматься к поверхности эпителия ротовой полости, т.е. прорезываться.
Из внутренних слоев зубного мешочка в области корня образуется цемент зуба, а из наружных слоев зубного мешочка образуется зубная связка – периодонт.
На 5-ом месяце эмбрионального развития из оставшейся части зубной пластинки закладываются зачатки постоянных зубов.
Эмаль зуба – самая твердая ткань в человеческом организме, покрывает только коронку зуба. Эмаль состоит на 96-97% из неорганических веществ (фосфаты, карбонаты и фториды кальция), 3-4% составляет органические вещества (тоньчайшие фибриллы и склеивающая масса). Неорганические вещества образуют эмалевые призмы. Эмалевая призма – эсобразно изогнутая, многогранная призма из кристаллов солей кальция. Друг с другом эмалевые призмы связаны сетью тонких фибрилл и склеены склеивающим веществом. После прорезывания образованная из остатков погибших уплощенных наружных клеток эмалевого органа тонкая пленка – кутикула на жевательных поверхностях стирается. Зрелая эмаль инертна, не содержит клеток и поэтому неспособна к регенерации при повреждениях. Однако имеет место минимальный обмен ионами между эмалью и слюной, благодаря чему на поверхности эмали может происходить минимальное дополнительное обызвествление в виде пленки – пелликула. При недостаточно хорошем гигиеническом уходе за зубами на поверхности эмали образуется зубной налет – скопление микроорганизмов, продукты жизнедеятельности которых изменяет местную РН в кислую сторону, что в свою очередь обуславливает вымывание солей кольция, т.е. может стать началом кариеса. При отложении солей в очагах зубного налета образуются зубные камни.
Эмалевые пучки – это прослойка между эмалевыми призмами из необызвествленных органических веществ; имеются вблизи эмалево-дентиновой границе. Эмалевые пластинки – такие же прослойки, пронизывающие всю толщу эмали; их больше всего в области шейки зуба.
Дентин покрывает и коронку и корень зуба. Также как и эмаль состоит из неорганической части (70-72%) – солей кальция, и органической части (28-30%). Органическая часть вырабатывается одонтобластами и состоит из коллагеновых волокон и склеивающей массы (мукопротеины). Дентин пронизан радиально идущими канальцами, в которых располагаются отростки одонтобластов, безмякотные нервные волокна и тканевая жидкость, т.е. дентиновые канальцы играют большую роль в питании и иннервации дентина. Периферические слои (ближе к цементу и эмали) – обызвествленный плащевой дентин. Тела одонтобластов лежат в периферической части пульпы (на границе с дентином). Дентин может регенерировать, после повреждений образуется менее прочный II дентин (коллагеновые волокна располагаются беспорядочно). Иногода наблюдается эктопическое формирование дентина, например в пульпе – называются дентиклами. Причиной образования дентиклов считают нарушения обмена веществ, воспалительные процессы, гиповитаминозы. Дентиклы могут сдавливать кровеносные сосуды и нервные волокна пульпы.
Цемент по химическому составу и гистологическому строению близок к грубоволокнистой костной ткани. На 70% состоит из неорганических солей кальция, на 30% из органических веществ (коллагеновые волокна, аморфное основное вещество). В составе цемента имеются цементобласты и цементоциты, вырабатывающие коллагеновые волокна и основное вещество. Цементобласты и цементоциты располагаются ближе к верхушке корня зуба – это клеточный цемент; ближе к шейке и коронке зуба цементобласты и цементоциты отсутствуют – это бесклеточный цемент. Питание цемента происходит за счет сосудов периодонта, частично со стороны дентина.
Пульпа – мягкая ткань зуба, находится в пульпарной полости. Гистологически пульпа соответствует рыхлой волокнистой соединительной ткани с некоторыми особенностями:
– больше кровеносных сосудов; – больше нервных волокон и окончаний; – больше содержание макрофагов; – не содержит эластических волокон.
В периферической части пульпы (на границе с дентином) располагаются одонтобласты. Пульпа обеспечивает питание дентина и частично эмали и цемента, иннервацию зуба, защиту от микроорганизмов.

В течении жизни развивается 2 смены зубов. Первая смена зубов называется выпадающими или молочными и служит в детстве. Всего выпадающих зубов 20 – по 10 в верхней и нижней челюсти. Выпадающие зубы функционируют в полном составе до 6 лет. С 6 лет до 12 лет выпадающие зубы постепенно сменяются на постоянные зубы. Набор постоянных зубов состоит из 32 зубов. Формула зубов такова: 1-2 – резцы, 3 – клык, 4-5 – премоляры, 6-7-8 – моляры.
Развитие постоянных зубов происходит также как и молочных зубов. Вначале молочные и постоянные зубы располагаются в одной костной альвеоле, позже между ними формируется костная перегородка. В возраст 6-12 лет зачаток постоянного зуба начинает расти и давит на костную перегородку, отделяющую его от молочного зуба; одновременно активируются остеокласты и разрушают костную перегородку и корень молочного зуба. В результате растущий постоянный зуб выталкивает оставшуюся коронку молочного зуба и прорезывается.

Параллельно развитию дентина из мезенхимы зубного сосочка начинается дифференцировка и формирование пульпы: мезенхимные клетки превращаются в фибробласты и начинают выработку коллагеновых волокон и основного вещества пульпы.
Разрастание дентина и пульпы в области корня зуба обуславливает прорезывание зуба, так как зачаток зуба в области корня окружен формирующейся костной альвеолой, поэтому дентин и пульпа не могут разрастаться в этом направлении, в области корня поднимается тканевое давление и зуб вынужден выталкиваться, подниматься к поверхности эпителия ротовой полости, т.е. прорезываться.
Из внутренних слоев зубного мешочка в области корня образуется цемент зуба, а из наружных слоев зубного мешочка образуется зубная связка – периодонт.
На 5-ом месяце эмбрионального развития из оставшейся части зубной пластинки закладываются зачатки постоянных зубов.
Эмаль зуба – самая твердая ткань в человеческом организме, покрывает только коронку зуба. Эмаль состоит на 96-97% из неорганических веществ (фосфаты, карбонаты и фториды кальция), 3-4% составляет органические вещества (тоньчайшие фибриллы и склеивающая масса). Неорганические вещества образуют эмалевые призмы. Эмалевая призма – эсобразно изогнутая, многогранная призма из кристаллов солей кальция. Друг с другом эмалевые призмы связаны сетью тонких фибрилл и склеены склеивающим веществом. После прорезывания образованная из остатков погибших уплощенных наружных клеток эмалевого органа тонкая пленка – кутикула на жевательных поверхностях стирается. Зрелая эмаль инертна, не содержит клеток и поэтому неспособна к регенерации при повреждениях. Однако имеет место минимальный обмен ионами между эмалью и слюной, благодаря чему на поверхности эмали может происходить минимальное дополнительное обызвествление в виде пленки – пелликула. При недостаточно хорошем гигиеническом уходе за зубами на поверхности эмали образуется зубной налет – скопление микроорганизмов, продукты жизнедеятельности которых изменяет местную РН в кислую сторону, что в свою очередь обуславливает вымывание солей кольция, т.е. может стать началом кариеса. При отложении солей в очагах зубного налета образуются зубные камни.
Эмалевые пучки – это прослойка между эмалевыми призмами из необызвествленных органических веществ; имеются вблизи эмалево-дентиновой границе. Эмалевые пластинки – такие же прослойки, пронизывающие всю толщу эмали; их больше всего в области шейки зуба.
Дентин покрывает и коронку и корень зуба. Также как и эмаль состоит из неорганической части (70-72%) – солей кальция, и органической части (28-30%). Органическая часть вырабатывается одонтобластами и состоит из коллагеновых волокон и склеивающей массы (мукопротеины). Дентин пронизан радиально идущими канальцами, в которых располагаются отростки одонтобластов, безмякотные нервные волокна и тканевая жидкость, т.е. дентиновые канальцы играют большую роль в питании и иннервации дентина. Периферические слои (ближе к цементу и эмали) – обызвествленный плащевой дентин. Тела одонтобластов лежат в периферической части пульпы (на границе с дентином). Дентин может регенерировать, после повреждений образуется менее прочный II дентин (коллагеновые волокна располагаются беспорядочно). Иногода наблюдается эктопическое формирование дентина, например в пульпе – называются дентиклами. Причиной образования дентиклов считают нарушения обмена веществ, воспалительные процессы, гиповитаминозы. Дентиклы могут сдавливать кровеносные сосуды и нервные волокна пульпы.
Цемент по химическому составу и гистологическому строению близок к грубоволокнистой костной ткани. На 70% состоит из неорганических солей кальция, на 30% из органических веществ (коллагеновые волокна, аморфное основное вещество). В составе цемента имеются цементобласты и цементоциты, вырабатывающие коллагеновые волокна и основное вещество. Цементобласты и цементоциты располагаются ближе к верхушке корня зуба – это клеточный цемент; ближе к шейке и коронке зуба цементобласты и цементоциты отсутствуют – это бесклеточный цемент. Питание цемента происходит за счет сосудов периодонта, частично со стороны дентина.
Пульпа – мягкая ткань зуба, находится в пульпарной полости. Гистологически пульпа соответствует рыхлой волокнистой соединительной ткани с некоторыми особенностями:
– больше кровеносных сосудов; – больше нервных волокон и окончаний; – больше содержание макрофагов; – не содержит эластических волокон.
В периферической части пульпы (на границе с дентином) располагаются одонтобласты. Пульпа обеспечивает питание дентина и частично эмали и цемента, иннервацию зуба, защиту от микроорганизмов.

Анатомо-физиологические особенности зубочелюстной системы у детей

Течение и развитие болезней зубов у детей, а также реакция организма ребенка на болезненные процессы во рту имеют свои особенности по сравнению с таковыми у взрослых. Изучение этих особенностей, а также лечение заболевания зубов и слизистой оболочки полости рта применительно к этим особенностям являются предметом изучения детской стоматологии.

У детей анатомо-физиологические особенности зубочелюстной системы заключаются в ее непрерывном развитии и перестройке. Рост челюстных костей, прорезывание, формирование и рассасывание корней молочных зубов, имеющих тесную связь с развивающимися зачатками постоянных зубов, высокая реактивность детского организма – все это создает свои особенности, свойственные детскому организму, и требует специального изучения клиники и лечения применительно к растущему организму.

Развитие жевательного аппарата ребенка делят на 3 периода, каждый из которых имеет свои особенности: первый – период молочных зубов, второй – смены зубов, третий – постоянных зубов.

Первый период . Закладка и формирование коронки молочных зубов происходят еще во внутриутробном периоде. У новорожденного ребенка в полости рта отсутствуют зубы. Границей между преддверием и собственно полостью рта являются десневые валики, плотно смыкающиеся друг с другом.

В шестимесячном возрасте начинают прорезываться молочные

Прорезывание зубов – это физиологический процесс, который при нормальных условиях протекает без каких-либо расстройств. У человека наблюдается два прорезывания, или одна смена зубов. Первое прорезывание начинается с 6 месяцев и заканчивается к 3 годам.

Первый признак начинающегося прорезывания зуба – появление на крае десневого валика возвышения, называемого зубным холмиком. Зубной холмик появляется вследствие давления на слизистую оболочку прорезывающегося зуба. Слизистая оболочка в этом месте сдавливается, бледнеет, атрофируется и, истончаясь, прорывается, обнажая коронку зуба. Появление всей коронки (до шейки зуба) над поверхностью десны называется полным прорезыванием.

По мере прорезывания зуба образуется десневой край, эпителий которого срастается с насмитовой оболочкой эмали зуба. Там, где эпителий отходит от поверхности эмали, возникает дно зубодесневого кармана.

Признаки физиологического прорезывания зубов: прорезывание зубов в определенные сроки, парность прорезывания и определенная последовательность.

Сроки и определенная последовательность прорезывания зубов установлены на основании многочисленных наблюдений. Парное прорезывание означает одновременное появление одноименных зубов правой и левой стороны.

Появлению молочных зубов часто предшествуют «зуд» десен и слюнотечение. «Зуд» десен объясняется давлением растущего зуба на чувствительные нервные окончания. Слюнотечение связано с физиологией ребенка в 6 месяцев: увеличение продукции слюнных желез, неглубокое дно полости рта и то, что к 6 месяцам ребенку впервые начинают придавать вертикальное положение, а регулировать заглатывание слюны он еще не научился – это и приводит к вытеканию слюны из полости рта.

Сроки прорезывания зубов: в 6-8 месяцев прорезываются центральные резцы; в 8-12 месяцев – боковые резцы, в 12-16 месяцев – первые моляры, в 16-20 месяцев – клыки, в 20-30 месяцев – вторые моляры.

Прорезываются симметрично одноименные зубы справа и слева.

Первыми всегда прорезываются зубы нижней челюсти, а затем появляются одноименные зубы на верхней челюсти. Исключение составляют четвертые зубы. В этом случае сначала появляются зубы на верхней, а затем на нижней челюсти.

Молочный прикус ребенка состоит из 4 резцов, 2 клыков и 4 моляров на каждой челюсти. Премоляры в молочном прикусе отсутствуют. Всего в молочном прикусе 20 зубов.

Механизм прорезывания зубов окончательно не выяснен. Длительное время прорезывание зубов старались свести к чисто-механическому процессу. Так, была предложена «корневая теория», согласно которой коронка зуба движется к поверхности слизистой оболочки благодаря усиленному росту корня. Однако часто наблюдаются случаи, когда прорезываются зубы, развитие корней которых уже закончилось или корни которых еще не сформировались; эти явления не могут быть объяснены «корневой теорией» и говорят о ее несостоятельности.

Согласно точке зрения Г. В. Ясвоина, причина прорезывания зуба заключается в дифференцирующейся ткани зубного сосочка. Дифференцирование и развитие клеток повышают давление внутри зубного зачатка, что и заставляет зуб двигаться по пути наименьшего сопротивления – к свободному краю десны.

Наибольший интерес представляет точка зрения Ландсбергера, согласно которой в процессе своего развития зуб не движется и не выходит из соприкосновения с окружающими тканями. Движение зуба – кажущееся явление. Прорезывание зуба сопровождается двумя противоположными явлениями: а) рассасыванием части костной ткани альвеолы, отделяющей зуб от слизистой оболочки; б) построением костного вещества между телом челюсти и растущим корнем.

Прорезывание зубов является выражением роста, развития организма и происходит наряду с ростом, развитием и соответствующей перестройкой тканей. Поэтому при рассмотрении механизма и причин прорезывания зуба необходимо учитывать все факты. Возможно, что перестройка кости и повышение давления внутри зачатка зуба являются основной причиной, а рост корня – вспомогательным фактором.

Читайте также:  Состав цемента для зубных коронок

Общее состояние организма оказывает влияние на формирование и сроки прорезывания зубов. К расстройствам прорезывания зубов можно отнести раннее или, наоборот, более позднее прорезывание, нарушение парности и последовательности в прорезывании. Отсутствие зубов в прикусе может быть обусловлено двумя причинами: ретенцией и адентией.

Ретенция – задержка прорезывания. Чаще она наблюдается у зубов постоянного прикуса. Она может быть частичной (когда прорезалась часть коронки, а другая часть осталась прикрытой слизистой оболочкой) и полной – зуб сформирован, лежит в челюсти, но не прорезывается.

Причины ретенции: а) неправильное или очень глубокое расположение зачатка; б) задержка выпадения и раннее удаление молочного зуба. Ретенция чаще всего наблюдается на зубах мудрости, клыках и боковых резцах верхней челюсти. Задержка прорезывания других зубов наблюдается довольно редко. Ретенированные зубы, оказывая давление на соседний зуб, могут явиться причиной невралгических болей.

Адентия – отсутствие зуба в зубном ряду и в челюсти. Адентия может быть частичной и полной. Причиной частичной адентии (отсутствие одного или нескольких зубов) может быть гибель зачатка постоянного зуба вследствие распространения бывшего воспалительного процесса в периодонте молочного зуба на зачаток постоянного, недостаточность минерализации зачатков зубов в период их формирования и другие причины. Полная адентия встречается крайне редко и является следствием повреждения зубных зачатков во внутриутробном периоде жизни.

Кроме уменьшения количества зубов в зубном ряду, может наблюдаться и увеличение, когда появляются так называемые сверхкомплектные зубы. Часто они имеют шиловидную форму и прорезываются вне зубного ряда, например в сторону щеки, неба, в полость носа и т. д.

В клинике молочные зубы обозначают римскими цифрами. Когда у ребенка идет смена зубов и прикус становится смешанным, мы, обозначая молочные зубы римскими цифрами, а постоянные – арабскими, легко можем следить за происходящей сменой зубов и, глядя в историю болезни, знать, какой зуб (молочный или постоянный) подвергается лечению.

Прорезавшиеся молочные зубы имеют еще не сформированные корни. Формирование корней заканчивается значительно позже их прорезывания и происходит в той же последовательности, что и прорезывание зубов.

Сроки формирования корней . Группа резцов заканчивает формирование корней к 2 годам, группа моляров – к 4 годам и группа клыков – к 5 годам.

Молочные зубы играют большую роль в развитии организма ребенка.

Хорошее разжевывание пищи в полости рта обеспечивает хорошее ее переваривание в желудке и полноценное усвоение в кишечнике. Нормальная работа желудочно-кишечного тракта требует минимума питательных веществ, необходимых для поддержания растущего организма, не создавая перегрузки желудочно-кишечного тракта.

Молочные зубы оказывают влияние на развитие жевательных мышц и структуру челюстных костей.

С помощью молочных зубов ребенок впервые овладевает речью, следовательно, они нужны для произношения звуков.

К особенностям строения молочных зубов следует отнести меньшую толщину эмалевого покрова и дентина по сравнению с постоянными зубами. Дентин менее кальцифицирован, а поэтому и более податлив при работе бором, что создает угрозу случайного вскрытия полости зуба при лечении среднего и особенно глубокого кариеса. Дентинные канальцы более широкие, поэтому кариозный процесс течет быстрее.

К патологии прорезывания молочных зубов относят раннее и позднее прорезывание, адентию и образование гематомы.

Раннее прорезывание чаще наблюдается у нижних центральных резцов. Иногда дети рождаются с уже прорезавшимися зубами. Корни таких зубов слабо развиты, часто бывают укреплены только в слизистой оболочке. При сосании может происходить травма соска груди матери, приводящая к маститу, а также к травме уздечки и самого языка, где образуется пролежневая язва. Такие зубы рекомендуют удалять (если они слабо укреплены) или стачивать их режущий край. При хорошем укреплении рано прорезавшихся зубов удаление их может привести к профузному кровотечению.

Позднее прорезывание зубов может быть связано с недостаточным питанием, перенесенными заболеваниями (рахит и др.).

Недостаток в пище ребенка необходимых белков, витаминов и минеральных солей может повлечь за собой патологию прорезывания (нарушение сроков, парности и последовательности, аномалии развития зубов).

Перенесенные заболевания в раннем детском возрасте (рахит, длительные желудочно-кишечные расстройства, инфекционные и другие заболевания, особенно перенесенные в тяжелой форме) могут явиться причиной запоздалого прорезывания зубов, гипоплазии эмали.

Адентия, или отсутствие зачатков молочных зубов, встречается крайне редко и связана с пороком развития или повреждением зачатков одного или нескольких молочных зубов.

Образование гематомы на краю десневого валика также встречается довольно редко. Клинически при этом наблюдается появление на краю десневого валика довольно напряженного пузырька, имеющего багрово-красный или синюшный оттенок. При пункции из него изливается кровянистое содержимое, пузырек спадает, а через некоторое время (2-3 недели) на этом месте показывается режущий край прорезывающегося зуба. Такие гематомы чаще образуются во фронтальном отделе челюсти. Причиной этого, по-видимому, являются сосудистые расстройства, связанные с прорезыванием зуба.

Второй период . С 4-летнего возраста между молочными зубами появляются промежутки – физиологические диастемы, что указывает на правильное развитие зубочелюстной системы ребенка.

Срок службы молочных зубов в сформированном состоянии небольшой; для каждой группы зубов он в среднем равен 3 годам. Моменту появления постоянных зубов предшествует процесс физиологического рассасывания корней молочных зубов, так как зачатки постоянных зубов заложены с язычной или небной поверхности по отношению к корням молочных зубов, то и рассасывание начинается с той поверхности корня молочного зуба, где ближе всего прилежит зачаток постоянного зуба.

Рассасывание однокорневых зубов начинается с небной поверхности у верхних зубов и с язычной поверхности у нижних зубов.

Зачатки постоянных многокорневых зубов лежат между корнями молочных зубов, поэтому рассасывание корней молочных много корневых зубов начинается с поверхности, обращенной к межкорневому промежутку. У верхних моляров в первую очередь рассасываются щечные корни, особенно задний щечный корень, а у нижних более быстро рассасывается задний корень. Следовательно, рассасывание небного корня на верхней челюсти и переднего на нижней несколько запаздывает. Это необходимо знать при удалении молочных зубов во избежание перелома еще не рассосавшегося корня.

Тесная взаимосвязь рассасывающихся корней молочных зубов с развивающимися зачатками постоянных заставляет подходить к лечению молочных зубов с особой осторожностью. Погрешности при лечении могут привести к повреждению и гибели зачатка постоянного зуба и осложнениям со стороны общего состояния ребенка.

Рассасывание корней молочных зубов происходит медленно, в среднем 2-3 года, и заканчивается к началу смены зубов, т. е. к началу прорезывания постоянных зубов.

Знание сроков формирования и рассасывания корней крайне необходимо в практике зубоврачевания.

Третий период характеризуется появлением первых постоянных зубов и началом замены молочных зубов на постоянные.

Механизм смены молочных зубов на постоянные представляется следующим образом. Зачаток постоянного зуба отделен от корня молочного тонкой костной пластинкой. С развитием зачатка постоянного зуба последний начинает давить на костную перегородку. В окружающей соединительной ткани появляются остеокласты, которые и разрушают эту перегородку. Далее процесс начинает идти с двух сторон – с поверхности корня с помощью остеокластов и со стороны пульпы. Пульпа молочного зуба постепенно превращается в грануляционную ткань, богатую кровеносными сосудами и остеокластами, которая разрушает дентин.

Процесс заканчивается полным рассасыванием корней молочных зубов, оставляя одну коронку, которую легко удаляют иногда сами дети или выталкивает растущий постоянный зуб.

Прорезывание постоянных зубов не сопровождается какими-либо болезненными изменениями со стороны организма ребенка, как это наблюдается в период прорезывания молочных зубов. Исключение составляют зубы мудрости, которые прорезываются в возрасте от 17 до 25 лет и старше.

Первым постоянным зубом, появляющимся в челюсти и не имеющим себе предшественника, является шестой по счету от средней линии зуб, или первый моляр. Он прорезывается позади молочных моляров. Далее начинается смена молочных зубов на постоянные. Она идет в той же последовательности, как шло прорезывание молочных зубов, т. е. первыми сменяются нижние, затем верхние центральные резцы, далее боковые резцы, затем на месте первых молочных моляров прорезываются первые постоянные премоляры, вначале на верхней челюсти, а затем на нижней, далее следуют клыки, вторые премоляры на месте бывших вторых молочных моляров и вторые постоянные моляры. Сроки прорезывания восьмых зубов (третий моляр) непостоянны, да и само присутствие восьмого зуба в челюсти также непостоянно. У некоторых людей восьмые зубы отсутствуют и это не считается аномалией.

Формирование корней у постоянных зубов длится несколько дольше, чем у молочных.

Формирование центральных и боковых резцов и первого постоянного моляра заканчивается к 10 годам, премоляров – к 12 годам, клыков – к 13 годам, вторых моляров – к 15 годам.

После окончания формирования корней постоянных зубов их лечат так же, как и у взрослых.

Формирование центральных и боковых резцов и первого постоянного моляра заканчивается к 10 годам, премоляров – к 12 годам, клыков – к 13 годам, вторых моляров – к 15 годам.

Анатомическое строение

Подойдя к зеркалу, открыв рот, можно подробно рассмотреть свои зубы. Человек видит только вешнюю оболочку – это твердые эмалевые коронки. Защитный слой надежно скрывает уязвимые внутренние ткани.

Резцы, клыки, моляры имеют разную форму и количество корней, но их объединяет общее строение.

Рассмотрим подробнее гистологическое строение зуба в разрезе.

  • Эмаль – твердый защитный слой беловато — кремового оттенка, состоящий на 96 % из неорганических веществ. Ткань обладает повышенной прочностью, но также отличается хрупкостью, склонностью к истиранию, подвержена неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
    Если эмаль травмируется, при присоединении патогенных микроорганизмов, развивается кариес. На поверхности жевательных зубов располагаются фиссуры, углубления и борозды. В них чаще всего скапливаются частички пищи, которые трудно удалить. Это становится причиной развития заболевания. При возникновении, патология постепенно поражает здоровый защитный слой, делает беззащитными внутренние ткани.
  • Дентин – располагается непосредственно под эмалью, состоит на 70% из неорганических веществ. Дентин — твердая ткань, но она гораздо более уязвима, нежели поверхностный защитный слой. Если кариозный процесс достигает дентина, патологический процесс проходит стремительно, при отсутствии своевременной помощи стоматолога, возникает воспаление нервно — сосудистого пучка. При поражении дентина, развивается средний или глубокий кариес. Признаки заболевания хорошо заметны — нарушение целостности эмали и дентина, появление болевой чувствительности при контакте с негативными факторами внешней среды;
  • Пульповая камера и корневые каналы содержит нервные окончания и кровеносные сосуды, имеет мягкую рыхлую структуру. Благодаря пульпе зуб получает необходимые питательные вещества. Она защищает ткани периодонта от проникновения в него патогенных микроорганизмов, способствуют регенерации дентина. При поражении нервно — сосудистого пучка, возникает воспалительный процесс. Человек чувствует острую приступообразную боль. Прием анальгетиков лишь ненадолго купирует болевой симптом. При развитии пульпита, необходимо немедленного посетить стоматологию. Если помощь своевременно не оказана, погибшее нервное волокно станет очагом инфекции. Патогенные микроорганизмы проникнут в около зубные ткани, и разовьется периодонтит;
  • Цемент – твердая ткань, выстилающая наружную поверхность корня. К цементу прикрепляется связочные волокна периодонта, которые надежно фиксируют зуб в альвеолярной лунке.

О подробном строении зуба и методах их лечения рассказано в видео:


Коронковая часть резцов, клыков и моляров располагается над поверхностью десны, корень скрывается в глубине внутренних тканей челюсти.


Значение каждого зуба очень существенно. Важные органы, совместно с языком, внутренней стороной щек и губ и слюнными железами способствуют формированию пищевого комка. При отсутствии даже 1 зуба, процесс пищеварения затрудняется. Это приводит к образованию болезней ЖКТ. После удаления резца, клыка или моляра, без последующего протезирования челюстной ряд смещается, нарушается прикус, вероятность развития кариеса увеличивается. При патологии или отсутствии фронтальных зубов, человек стесняется своей улыбки, становится замкнутым и необщительным.

В чем уникальность молочных зубов?

По мере взросления ребенка прорезаются один за другим молочные зубы. Предшественники постоянных располагаются в ротовой полости до 6 — 12 летнего возраста. Затем начинают выпадать, а на их месте прорезаются уже постоянные. Молочные зубы играют важную роль, они участвуют в формировании правильного прикуса ребенка, а также служат для пережевывания пищи. Если не осуществлять должного ухода за молочными зубками, то у ребенка могут начаться проблемы с постоянными, которые будут расти не месте больных предшественников. Поэтому заботливым родителям необходимо знать анатомическое строение молочных зубов и как правильно ухаживать за ними, чтобы избежать проблем со здоровьем впоследствии.


Анатомическое строение молочных зубов идентично постоянным. Предшественники прорезаются в соответствии с будущими постоянными. Их расположение в ротовой полости позволяет выделить четыре группы:

Особенности молочных зубов

Любой зуб состоит из кости. По сути, это костное образование, которое помогает пережевывать пищу.

Строение молочных зубов почти ничем не отличается от постоянных, но все же у тех и других есть свои отличия.

Как и у взрослых, детский зуб имеет коронку, которая может быть разной формы. Например, если это клык, то эмаль более острая, а если речь идет о моляре, то поверхность плоская. Как правило, молочная коронка значительно меньше постоянной.

В свою очередь коронки связаны с корнем при помощи шеек. Шейка – это узкая часть зуба, вокруг нее располагаются связки.

Зубной корень располагается в альвеолярных образованиях (это сосуды, через которые осуществляются обменные процессы).

Большинство людей считают, что у первых зубов не бывает корней. Это далеко не так: корневая система присутствует, но она намного меньше, чем у постоянных. Когда происходит замещение, корни рассасываются, а молочный зуб выпадает.

Молочная эмаль намного тоньше постоянной, а значит, ее легче повредить. Именно поэтому у детей повышается риск заболеть кариесом.

Чтобы снизить риск развития кариозной полости, эмаль надо регулярно напитывать витаминами и правильно чистить.

Некоторые родители водят своих детей на серебрение, чтобы в будущем избежать неприятного лечения в стоматологическом кабинете.

Если у ребенка начался кариес, то недуг может очень быстро перетечь в пульпит.

Дентиновый слой у первого зуба очень тонкий. Дентин выполняет функцию обмена веществ, происходит это благодаря зубным каналам. Ближе к корням дентиновый слой покрыт цементом, а к нему крепятся связки периодонта.

Внутри дентина находится пульповая камера – очень мягкая ткань, в которой есть нервные окончания и сосуды, по которым идет кровь.

Камера насыщает зуб полезными микроэлементами и участвует в обменных процессах. Если пульпу удалить, то эмаль перестанет напитываться минералами и потемнеет.

Как правило, пульповая камера у детей намного больше, а кровеносные каналы – шире.

Всего молочных зубов вырастает двадцать штук во всей ротовой полости. Обычно это происходит годам к 6-7.

Замещение на постоянные происходит абсолютно безболезненно, даже более того, иногда ребенок может сам достать молочный зуб, если он очень расшатан.


Многие родители хотят знать точное время прорезывания, чтобы заранее подготовиться к возможным симптомам.

Введение в терапевтическую стоматологию детского возраста. Анатомо-физиологические особенности зубов у детей. Методы обследования ребенка

образовательное учреждение Высшего образования

«Дагестанский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра стоматологии детского возраста

Лекция (методическая разработка)

Для студентов 4 курса, специальность детская терапевтическая стоматология

ТЕМА:
Введение в терапевтическую стоматологию детского возраста. Анатомо-физиологические особенности зубов у детей. Методы обследования ребенка.

ЦЕЛЬ: (способствовать формированию системы теоретических знаний по детской терапевтической стоматологии).

ВРЕМЯ ЛЕКЦИИ: 2 часа.

1. Периоды развития стоматологии детского возраста

2. Детская терапевтическая стоматология, ее разделы и задачи.

3. Анатомо-физиологические особенности строения молочных и постоянных зубов у детей.

4. Обследование детей в клинике стоматологии детского возраста. Заполнение медицинской документации.

ЛЕКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА: асс. Г.

Методическая разработка утверждена на заседании кафедры №___ от «____»

Зав. кафедрой_______________________________________(Ф. И.О.)

Детская стоматология наиболее молодая отрасль стоматологии.

Впервые в России бесплатную школьную зубоврачебную амбулаторию организовал в 1886 году Александр Карлович Лимберг, которого по праву можно назвать основоположником детского зубоврачевания. Он в первые разработал основу плановой санации полости рта у учащихся. В 20-30-е годы 20го столетия Н. И. Агапов научно обосновал принципиально новый метод плановой санации полости рта у детей.

Однако детская стоматология, как отрасль стала активно развиваться в 60-х годах 20-го века.

В 1963 году была организована первая кафедра стоматологии детского возраста в ММСИ, которую возглавил Александр Александрович Колесов.

В 1968 году состоялся V-Всесоюзный съезд стоматологов, который целиком был посвящен вопросам детской стоматологии.

Огромный вклад в развитие детской стоматологии внесла Т. Ф. Виноградова, которая более 30 лет возглавляла каф. стоматологии детского возраста при ЦОЛИУв и была главным детским стоматологом страны.

Читайте также:  Что такое герпес и чем он опасен?

В ДГМА кафедра стоматологии детского возраста была организована в 1985 году. Более 10 лет её возглавлял и внес большой вклад в развитие детской стоматологии в Дагестане Виктор васильевич Шварц.

Детская стоматология – специальность сложная и многокомпонентная.

Она включает детскую терапевтическую стоматологию, все виды хирургии челюстно-лицевой области, ортодонтию и детское протезирование.

Врач-стоматолог педиатр должен знать все её разделы и понимать их органическую взаимосвязь с учетом растущего и развивающего детского организма. Он должен иметь достаточные общепедиатрические знания для понимания закономерностей возникновения и развития основных стоматологических заболеваний у детей различного возраста.

«Ребенок-это не взрослый в миниатюре. Развитие органов ребенка отличается рядом особенностей в период как здоровья, так и болезни; в процессе развития детский организм претерпевает не только количественные но и качественные изменения» – указывал еще в 1847г., С. Ф. Хотовицкий в своем труде «Педиятрика».

Детская терапевтическая стоматология занимается особенностями течения и лечения заболеваний твердых тканей зубов, парадонта и слизистой оболочки полости рта у детей.

Анатомно-физиологические особенности зубов у детей.

Под понятием детские зубы подразумеваются зубы молочного, сменного и постоянного прикуса у детей. Для детского врача стоматолога важное практическое значение приобретают анатомно-физиологические особенности строения зубов, имеющие отношения к течению кариозного процесса, распространению воспаления в пульпе и периодонте и те данные, которые имеются непосредственное отношение к лечению зубов.

Это в первую очередь признаки, отличающие молочные и постоянные зубы. Возрастные особенности строения эмали, детина, пульповой камеры и корней. Этапы и сроки развития корней молочных и постоянных зубов и естественно этому физиологические особенности коронковой и корневой пульпы и периодонтита в зубах с незаконченным развитием и сформировавшимся зубами.

Развитие зубов представляет весьма сложный процесс, начинающийся на 6-7 неделе внутриутробного развития плода и продолжающийся еще несколько лет после прорезывания зуба в полости рта.

Эмаль зуба образуется из эпителия эмалевого органа. Образование эмали (амелогенез) происходит в результате деятельности амелобластов и разделяется на 2 фазы: образование эмалевого матрикса и созревание эмали. Причем созревание эмали не заканчивается до прорезывания зуба, а продолжается еще определенное время после его прорезывания (вызревание эмали) в полости рта. Когда эмаль достигает своей окончательной толщины и обызвествляется, то роль эмалевого органа не является исполненной. Несмотря на то, что с возрастом кристаллическая решетка эмали уплотняется, у каждого человека в результате жевательной нагрузки происходит физиологическое стирание эмали т. е. слой эмали уменьшается.

Дентин и пульпа образуется из мезенхимы зубного сосочка.

В образовании и обызвествлении дентина участвуют клетки –одонтобласты. Деятельность одонтобластов продолжается и после прорезывания зубов, в результате чего с возрастом уменьшается размер пульповой камеры и просвет корневых каналов.

Развитие зуба можно наблюдать при помощи рентгена.

Зубные зачатки выглядят как просветление овальной формы с четкой компактной пластинкой, начинающиеся обызествление – в виде очастков затемнения. По R-грамме можно также наблюдать стадии формирования корней зубов и периодонта.

Важную роль в процессе развития и прорезывания зубов играет состояние нервной, эндокринной системы обменных процессов и т. д. Признаком правильного прорезывания является парное прорезывание симметричных зубов в определенной последовательности.

Молочные (временные) зубы отличаются от постоянных размером коронки (меньший), цветом (бело-голубой, а у постоянных – бело-желтый).

Толщина и степень минерализации твердых тканей молочных зубов и постоянных зубов с с несформированными корнями небольшая, поэтому они больше подвержены кариесу. Более того, у этих зубов слой дентина не только меньше, но дентинные канальцы значительно шире и короче, размер полости зуба (пульповая камера) больше, корневые каналы шире. В следствии этого, при возникновении кариозного процесса, микроорганизмы и продукты их распада достаточно быстро проникают в пульпу зуба, вызывая ее воспаление, иногда острое, сопровождающиеся болями, а чаще – незаметное, первично-хроническое течение.

Методы обследования детей в клинике стоматологии детского возраста

Методика клинического обследования – это определенный алгоритм действий, который должен придерживаться врач при обследовании ребенка.

1.Знакомство с ребенком – установления взаимоотношений между маленьким пациентом и врачом.

У пациента с врачом должны установиться отношения доверия (контакт). У детей чувство боязни может быть связано как с неприятным личным опытом, так и с рассказами окружающих. Поэтому врач своей личностью, поведением (спокойным, доверительным, уверенным, доброжелательным, порой строгим) должен постараться снизить чувство страха.

2.Основные методы обследования: – опрос и осмотр

Опрос – должен быть целенаправленным. Жалобы больного могут быть самыми разнообразными: боль, эстетическая неудовлетворенность, кровоточивость десен, неприятный запах изо рта и т. д.

Самая частая жалоба-это боль. При этом необходимо выяснить характер боли, длительность, от чего возникает или усиливается, иррадиация боли, в какое время суток чаще возникает боль.

Далее необходимо выяснить развитие настоящего заболевания, общее состояние здоровья (наличие хронических стоматологических заболеваний печени, почек, лор-органов, заболеваний крови, нервно-психических заболеваний, эндокринных заболеваний, вирусный гепатит, туберкулез, СПИД)

– Внешний осмотр: изучение осанки, осмотр лица, выявление вредных привычек, изучение функции дыхания, глотания, речи, смыкание губ.

– Состояние региональных лимфоузлов

Осмотр полости рта:

– Состояние губ и приротовой области

– Преддверие полости рта (глубина в N от 5 до 10 мм, величина и форма уздечек, тяжей)

– Состояние десневого края

– Состояние гигиены полости рта

– Форма зубных рядов и соотношения челюстей

– Состояние слизистой оболочки полости рта

– Состояние тканей зубов (гипоплазия, флюороз и т. д.)

– Состояние зубов, наличие кариозных, пломбированных и удаленных зубов.

Осмотр зубов производиться с помощью зеркала и зонда в определенном порядке – начиная с зубов верхней челюсти справа налево и на нижней челюсти слева направо.

Полученные данные заносятся в зубную формулу в виде условных обозначений (кариес – С, пломба – Р, зуб подлежащий удалению – У).

Молочные зубы обозначаются римскими цифрами, а постоянные арабскими.

В настоящее время для определения принадлежности зуба используется международная цифровая система обозначения зубов, предложенная Международной Организацией Стандартов (ISO). Согласно этой системе каждый зуб обозначают двумя цифрами, первая из которых определяет принадлежность зуба к одному из четырех квадрантов, а вторая – номер зуба в пределах данного квадранта. Квадранты обозначаются арабскими цифрами от 1 до 4 в постоянном прикусе и от 5 до 8 в молочном прикусе по часовой стрелке, начиная с верхней челюсти, справа. Зубы в пределах каждого квадранта обозначаются цифрами от одного до восьми (постоянные) и от одного до пяти (молочные) от средней линии в дистальном направлении; цифры должны произноситься раздельно. Например, обозначение постоянных клыков звучит так: один-три (13), два-три (23), три-три (33), четыре-три (43).

Дополнительные методы исследования при кариесе

1.Зондирование, перкуссия, пальпация

2. Температурные пробы

3.Определение гигиенического состояния полости рта (Г. И. по Федорову – Володкиной, Г. И. по Yrecn – Wermillion)

4. Витальное окрашивание (методика Боровского – Аксамит)

5.Оценка кислотоустойчивости эмали – ТЭР – тест (Окунеко, Косарева, 1983)

6. Определение скорости реминарализации – КОСРЭ-тест (Редникова, леонтьев, овруцкий, 1982)

7. Люминесцентное исследование

Электроодонтодиагностика (ЭОД) – метод оценки возбудимости чувствительных нервов зуба при их раздражении электрическим током. ЭОД позволяет предположительно оценить состояние пульпы зубов. Пульпа интактных здоровых зубов реагирует на силу тока в пределах 2-6 мкА. Для определения электровозбудимости зуба используют аппараты ОД-1, ОД –2М, ЭОМ-3, ИВН -1 и т. д. Исследование проводит врач вместе с ассистентом. Достоверность показаний во многом зависит от психоэмациональной настроенности пациента. Электроодонтодиагностика при кариесе у детей применяется редко. Электровозбудимость молочных зубов изучена недостаточно, что объясняется трудностями получения объективной информации у детей в возрасте 3-5ти лет. Электровозбудимость постоянных зубов варьирует: в период прорезывания, она понижена, по мере роста и формирования корней возбудимость повышается, достигая нормальных цифр к моменту окончания формирования корня. При кариесе чувствительность к электрическому току заметно не изменяется (2-6 мкА). При глубоком кариесе, особенно у детей с III степенью активности, отмечается понижение чувствительности пульпы зуба до 10 мкА. Наиболее чувствительными точками для размещения электрода является середина режущего края фронтальных зубов, вершина щечного бугорка премоляров и вершина переднего щечного бугорка моляров. В кариозных зубах показатели снимают со дна кариозной полости, очищенной от некротического распада. На сегодняшний день разработаны очень компактные аппараты для определения витальности (жизнеспособности) пульпы (например, тестер состояния пульпы «Digitest»). Они позволяют констатировать лишь два состояния пульпы: она живая (нормальная) или некротизирована.

ЭОД также, как и традиционная термодиагностика является относительным и субъективным методом дополнительного исследования.

Электрометрический способ диагностики кариеса ( К.) основан на способности пораженных кариесом твердых тканей зуба проводить электрический ток различной величины в зависимости от степени их поражения.

9. Рентгенография – при диагностике кариеса зубов у детей применяется значительно чаще, чем у взрослых, т. к. является наиболее достоверным методом при обследовании маленького пациента. К этому методу исследования прибегают при подозрении на образование кариозных полостей на апроксимальных поверхностях и при тесном расположении зубов, когда дефект твердых тканей недоступен осмотру и зондированию. По рентгенограмме можно судить глубине кариозной полости, о размерах пульповой камеры, о состоянии корней и тканей периодонта, что очень важно при проведении дифференциальной диагностики кариеса и его осложнений.

Рентгенографический метод исследования позволяет определить:

– состояние твердых тканей зуба (наличие скрытых полостей, трещин эмали);

– состояние корневых каналов (длина, ширина, степень прохождения, качество

пломбирования, стадия формирования корня, состояние ростковой зоны, стадия рассасывания корней молочных зубов);

– состояние околоверхушечных тканей и тканей пародонта (расширение периодонтальной щели, разрежение костной ткани);

– строение новообразований, секвестров, камней в слюнных железах;

– состояние височно-нижнечелюстных суставов.

В стоматологии используется рентгенография:

а) близкофокусная контактная;

б) контактная в прикус.

г) контрастная рентгенография.

Радиовизиография (цифровая рентгенография).

10.Метод индикации кариозного дентина. Кариозный дентин состоит из двух слоев. Первый слой (наружный) – инфицированный. Второй слой (внутренний) – неинфицированный, частично деминерализованный, способный к реминерализации. При лечении кариеса наружный слой необходимо удалить, внутренний – сохранить. Для индикации слоев используют препарат «Кариес детектор», представляющий собой 0,5% раствор основного фуксина или 1% раствор красного кислого в пропилегликоле. Тампон с красителем вводят в кариозную полость на 15 сек. При этом наружный, нежизнеспособный слой окрашивается, а внутренний – нет. Аналоги препарата: Caries Marker (Voco), Колор-тест №2 (Влад-Мива).

11. Лабороторные методы исследования

Данные, полученные при обследовании пациента, заносят в медицинскую карту стоматологического больного (уч. форма № 000/у) и на основании реальной стоматологической ситуации составляют план лечебных и профилактических мероприятий. Одной из немаловажных задач первичного осмотра является выработка у родителей ответственности за состояние здоровья полости рта своего ребенка. Необходимо отметить важность их участия в осуществлении программы лечебно –профилактических мер, в частности, в вопросах гигиены полости рта, соблюдения сроков посещений врача, контроля за выполнением назначений и многое другое. Только полное взаимопонимание между всеми участниками процесса – врач, ребенок (пациент), родитель – является залогом успеха лечения.

Детская терапевтическая стоматология занимается изучением особенностей клинического течения, лечение и профилактики основных стоматологических заболеваний у детей (кариеса и его осложнений, заболеваний пародонта и слизистой оболочки, а также заболеваний твердых тканей зубов некариозной природы). Стоматолог-педиатр должен знать все разделы детской стоматологии и понимать их органическую связь с учетом растущего и развивающего организма. Во время осмотра очень важно соблюдать определенную последовательность знать варианты нормы, с целью раннего выявления развивающейся патологии. Залогом успеха лечения маленького пациента является полное взаимопонимание между всеми участниками процесса – врач, ребенок (пациент), родитель.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ.

1. Где и когда была организована первая кафедра стоматологии детского возраста? Кто ее возглавил?

2. Какие признаки характерны для процесса прорезывания зубов в норме?

– парность, симметричность, последовательность и порядок в определенные сроки прорезывания

3.В какой последовательности осматривают зубные ряды?

– с верхней челюсти справа налево и далее на нижней челюсти слева направо

4. Какие клетки участвуют в образовании дентина?

5. Дайте понятие термину «Созревание эмали»

– окончательная минерализация эмали, происходящая в полости рта в присутствии ротовой жидкости

1. В. Терапевтическая стоматология детского возраста. М. «Медицинская книга», Н. Новгород. Издательство НГМА, 2001.

2. С., М., В. Стоматология детского возраста М. «Медицина» 2003.

3. Мак-Дональд, Эйвери. Стоматология детей и подростков. М. Медицинская информационное агентство. 2003.

4. Е. Стоматология детского возраста. Практическое руководство. Ростов-на-Дону Феникс 2006.

5. П., Ю. Детская терапевтическая стоматология. Руководство к практическим занятиям. М. ГЭОТАР – Медиа 2012.

6. М., В. и др. Кариес зубов: учебное пособие. М. ГЭОТАР – Медиа 2009.

3.В какой последовательности осматривают зубные ряды?

Сроки прорезывания

Молочные зубы у ребенка могут появиться в полгода или позже, особой системы здесь нет. Как бы ни пытались родители точно узнать время прорезывания, это вряд ли получится.

Появление первого зуба зависит от множества факторов. На это влияют генетическая предрасположенность, тип питания, особенности физиологии ребенка.

Обычно сначала появляются резцы сверху и снизу. В среднем это происходит в 7-8 месяцев или раньше. Если ребенку уже почти год, а первые зубы так и не выросли, то беспокоиться не следует.

Врачи говорят, что прорезание может начаться до полутора лет. Конечно, задержку могут вызвать и проблемы в организме – рахит или адентия. Но обе этих аномалии встречаются не очень часто.

После резцов обычно появляются моляры, а затем растут клыки. Кстати говоря, клык формируется дольше всего – зуб может появиться около двух или даже трех лет. После клыков растут вторые моляры – когда вылезают эти зубы, ребенку уже есть три года.

Приблизительно к 3-4 годам у детей уже есть все 20 молочных зубов. В общей сложности должно быть по 8 моляров и резцов, клыков должно быть 4. Не стоит беспокоиться, если не хватает пары зубов – они могут появиться потом.

Иногда у детей растут одновременно несколько зубов – сразу два или четыре. Здесь нужно помнить правило: если вылез первый резец, моляр или клык, то скоро за ними последуют их пары.

Бывает, что у годовалого ребенка еще нет ни одного зуба. Как было сказано выше, это может быть связано с генетикой и физиологией малыша.

Но иногда причиной могут быть слишком толстые десны, через которые зуб просто не может вылезти. У ребенка может быть адентия, когда в деснах с самого начала не было даже зачатков для молочных зубов.

Многие родители хотят знать точное время прорезывания, чтобы заранее подготовиться к возможным симптомам.

Довольно часто во время прорезания дети кашляют, у них появляется насморк, возможны даже нарушения стула. Кроме того, у детей начинается беспокойный сон, они отказываются от еды.

Следует помнить, что не всегда эти симптомы указывают именно на скорое появление зуба. Иногда они могут свидетельствовать о простуде и занесенной инфекции.

В период прорезания у ребенка значительно снижается иммунитет, так что можно легко занести какой-нибудь микроб в организм.

Чтобы понять, что симптомы вызваны именно прорезыванием, нужно посмотреть в рот. Если на десне появился небольшой пузырек, то скоро вырастет зуб.

Многие родители боятся, когда у ребенка начинается кашель и насморк перед прорезанием. На самом деле это не так страшно: все дело в том, что у детей в период прорезывания выделяется много слюны.

Поэтому она попадает в носоглотку, горло и разжижает стул. Причина насморка еще в том, что ребенок пока не может сам контролировать количество слюны.

Еще один признак скорого прорезывания – зуд десневой ткани. Когда начинают чесаться десны, малышу хочется все тянуть в рот, так что лучше убрать все игрушки с острыми и мелкими деталями.

Кроме того, любимые вещи ребенка нужно хорошо продезинфицировать, чтобы в рот не попала инфекция.


Довольно часто стоматологи советуют делать обычное фторирование. В ходе процедуры пациенту на эмаль наносят лак с высоким содержанием фтора.

Добавить комментарий