Стоматологическая керамика

Что такое стоматологическая керамика, и как она используется при протезировании

Среди большого количества материалов, применяемых в зуболечебной практике для изготовления протезов, одной наиболее востребованной является керамика.

Она используется как для облицовки металлических конструкций, так и для изготовления цельных фарфоровых зубов.

Материал не вызывает развития аллергических реакций, способен выдерживать большие нагрузки и позволяет изготовить протезы, которые внешне невозможно отличить от натуральных зубов пациента.

Содержание статьи:


Она используется как для облицовки металлических конструкций, так и для изготовления цельных фарфоровых зубов.

Литая керамика

Методика литья керамических изделий была внедрена в 1980 году. Ее суть заключалась в том, что при помощи центрифуги в специальные рефракторные формы осуществляется отливка материала.

Достоинствами изготовленной стеклокерамической конструкции считались ее низкая пористость и высокая степень полируемости.

Такая технология достаточно сложна в исполнении. Кроме того она требует больших экономических затрат. Еще один недостаток – невозможность литья цельных протезов мостовидного типа. Как следствие, данный метод изготовления зубных протезов сейчас не используется.


К достоинствам стеклокристаллических конструкций также относятся их высокая механическая прочность, износоустойчивость, влагонепроницаемость. Изделия их спеченных стеклокристаллов применяются для изготовления виниров, вкладок, коронок.

Состав и свойства материала

Подавляющее большинство керамических систем состоят из аморфной матрицы и равномерно распределенного в ней кристаллического наполнителя. Существует так много видов стоматологической керамики, что рассмотреть и разобраться в ней, не дифференцировав предварительно по каким-либо признакам, невозможно.

Материал можно классифицировать следующим образом.

По виду матрицы:

  1. Полевошпатное стекло.
  2. Лантановое стекло (лантан в чистом виде – серебристо-белый, ковкий и тягучий металл).
  3. Полимеры. Органические пластмассы входят в состав так называемых гибридных керамик, которые появились в последнее время в ассортименте некоторых производителей стоматологических материалов.

В настоящее время идет их опробование, окончательное заключение о достоинствах и недостатках гибридных керамик еще не вынесено.

  • Отсутствие матрицы вообще. К этому виду относится материал, почти на 100% состоящий из спеченных между собой кристаллов окиси алюминия.
    • кварц;
    • лейцит;
    • алюмомагнезиальная шпинель;
    • и другие наполнители, которые рассмотрены ниже.

    По технологии изготовления керамика может быть:

    • спеченной;
    • литой;
    • прессованной.
    • инфильтрированной.

    Основу фарфора для применения в стоматологии составляет керамика, состоящая из таких элементов, как кварц (оксид кремния – SiO2) и полевой шпат (смесь алюмосиликат натрия (Na2O·Al2О3·6SiО2) и силикоалюминат калия (K2O·Al2О3·6SiО2)).

    Такая керамика называется «полевошпатной». В отличие от фарфора, используемого в быту, она не содержит каолина, который из-за непрозрачности не позволяет получить оттенок, идентичный цвету натуральных зубов.

    Какие могут возникнуть осложнения после протезирования зубов и тактика их лечения.

    Заходите сюда, чтобы выяснить возможно ли протезирование при пародонтозе.


    Основу фарфора для применения в стоматологии составляет керамика, состоящая из таких элементов, как кварц (оксид кремния – SiO2) и полевой шпат (смесь алюмосиликат натрия (Na2O·Al2О3·6SiО2) и силикоалюминат калия (K2O·Al2О3·6SiО2)).

    Стоматологическая керамика

    Можно сказать, что керамический материал, называемый фарфором, занимает особое место в стоматологии, так как, несмотря на развитие композитов и стеклоиономерных материалов, именно применение керамического материала — фарфора для восстановления зубов, дает наилучший эстетический результат. Его цвет, светопроницаемость и естественность невозможно сравнить ни с каким другим материалом.

    Клиническое значение

    Восстановление зубов керамикой показано в тех случаях, когда к эстетике предъявляются повышенные требования, и когда нет ограничений по глубине препарирования, при которых рекомендуется только прямая реставрация полимерными композитами.

    Керамику традиционно применяли для изготовления искусственных зубов для частичных и полных съемных протезов, коронок и мостовидных протезов. Начиная с 80-х годов ушедшего века, применение керамики расширилось, и из фарфора стали изготавливать виниры, вкладки/накладки, коронки и небольшие мостовидные протезы для передней группы зубов. Такие протезы обычно изготавливают в зуботехнических лабораториях квалифицированные зубные техники, владеющие искусством моделирования и обжига керамических материалов.

    Поскольку в наше время стараются сохранить как можно дольше естественные зубы, возросли требования к эстетическим свойствам зубных протезов. Это положение привело к росту количества зубных протезов, изготавливаемых из керамических масс.

    Клиническое значение

    Потребность в керамических протезах увеличивается примерно на 50% каждые 4 года. Поэтому керамика будет всегда оставаться одним из наиболее востребованных материалов для восстановления зубов.

    Историческая справка

    Гончарное ремесло в Европе до 1700 года н.э.

    Изготовление красивой и удобной посуды было настоящим искусством, и гончарам прошлого удавалось его освоить только после многочисленных проб и ошибок. Сырьем для изготовления посуды была обычная глина, и ее применение было связано с двумя серьезными проблемами.

    Первое затруднение, с которым сталкивался неопытный гончар, заключалось в получении глины такой консистенции, из которой можно было формовать гончарные изделия и обжигать их. При обычном смешивании глины с водой смесь липла к рукам, преодолеть это удалось при добавлении к глине песка и измельченных ракушек. Кроме того, глина давала усадку при высыхании и твердении. Если усадка глины оказывалась неравномерной из-за быстрого высыхания глиняного изделия или разной толщины его стенок, то еще до проведения обжига в нем появлялись трещины. И опять добавление грубозернистого наполнителя помогло в какой-то степени решить эту задачу.

    Еще более серьезные проблемы возникли при обжиге керамического изделия. Присутствие газов в керамической массе, независимо от того, являлись ли они пузырьками воздуха или газами, образовавшимися в процессе нагревания (например, водяными парами или двуокисью углерода), приводило к образование пор в толще керамики, которые могли вызывать растрескивание глиняного изделия во время обжига. Древние гончары избавились от этого недостатка с помощью утрамбовывания глиняной массы перед формовкой, что позволяло удалить, содержащийся в ней воздух, (для описания этого процесса ремесленники часто использовали термин обжим). Другим достижением гончаров стало умение очень медленно и постепенно повышать температуру обжига, что позволяло парам влаги и газам выходить из глины медленно, не разрывая поверхности керамической посуды и не вызывая образования трещин.

    Самой серьезной проблемой, с которой пришлось столкнуться на раннем этапе развития технологии керамики, была температура обжига глиняной посуды. Превращение мокрой глины, состоящей из отдельных частиц порошка, соединенных с помощью воды в формовочную массу, в плотное твердое тело происходит во время процесса, называемого спеканием. При спекании при достаточно высокой температуре в точках соприкосновения между отдельными частицами появляется керамический расплав (Рис. 3.4.1).

    Процесс плавления основан на диффузии, которая существенно ускоряется при повышенных температурах. Равномерного нагревания керамического изделия до высокой температуры не удавалось получить на открытом пламени, что привело к изобретению гончарных печей — горнов. У первых гончарных печей печные газы поднимались вверх, благодаря чему температура внутри печи повышалась, а нагрев обжигаемых изделий становился более равномерным за счет прохождения воздуха через пламя и помещения обжигаемой посуды в поток поднимавшихся горячих газов.

    В первых горнах можно было достичь температуры до 900°С, а глиняная посуда, обожженная при этих температурах, называлась гончарными изделиями (или земляной керамикой). После обжига получалось пористое изделие, так как спекание происходило только в точках контакта между частицами глины. Такая посуда была пригодна только для хранения твердой пищи, а жидкость держать в ней было нельзя. Этот недостаток был устранен после покрытия поверхности горшков тонким слоем стекловидного материала, называемого глазурью. Такая технология была известна еще за 5500 лет до нашей эры в разных государствах, включая Турцию.

    Постепенно совершенствовалось устройство печей для получения более высоких температур обжига, благодаря чему стало возможным проводить процесс расплавления большего количества глины. При охлаждении расплавленной жидкой фазы и ее затвердевании она превращалась в стекло, которое заполняло пространство между спеченными частицами, и получалась непроницаемая глиняная посуды, названная керамической. Такой керамический материал еще называют каменной керамикой, которая появилась в Европе в 15 и 16 веках нашей эры.

    Китайский фарфор

    В отличие от Европы, керамические изделия производились в Китае еще в 100 г. до нашей эры, а к X веку нашей эры технология изготовления керамических изделий в Китае продвинулась настолько, что там могли выпускать керамические изделия такой белизны, что ее можно было сравнить только со снегом, такой прочности, что стенки сосудов были толщиной не более 2-3 мм, и через них мог проникать свет. Внутренняя структура изделий была настолько плотной, что, если слегка ударить по керамическому блюду, оно звучало как колокольчик.

    Это и был фарфор!

    По мере развития рынка на Дальнем Востоке, Рис. 3.4.1. Спекание керамических частиц этот, несомненно, превосходный материал в течение XVII века пришел из Китая в Европу. До этого времени европейцы мало интересовались сервировкой стола. Большинство населения пользовалось деревянной посудой, а благородные сословия — металлической. В особых случаях подавалась золотая и серебряная посуда.

    Все изменилось с появлением на рынке китайского фарфора, появился спрос на керамическую посуду высокого качества. Однако торговля с Дальним Востоком не могла удовлетворить этот растущий спрос, поэтому европейская гончарная промышленность усиленно занималась созданием керамического материала, похожего на китайский фарфор.

    Фарфор, напоминающий китайский, удалось получить при добавлении в глазурь оксида олова, (это позволило создать белые керамические изделия), однако попытки воспроизвести полупрозрачность китайского фарфора оказались безуспешными. В 1708 году Мейсен в Германии наладил производство керамики, названной «белым фарфором», но полученные изделия по внешнему виду напоминали скорее не фарфор, а каменную керамику, изготавливаемую в Северном Китае. Многие другие производители (сейчас их имена хорошо известны) также не смогли получить настоящий китайский фарфор, но, накопив многолетний опыт, предложили свою собственную продукцию, которая оказалась ничем иным, как высококачественной каменной керамикой, примерами которой служат майолики из Италии, Веджвуд из Англии и Голубой Дельфийский фаянс из Голландии.

    Эти фирмы овладели технологией достижения высоких температур в гончарных печах восходящего потока с выходом вверх отработанных газов, хотя китайские мастера, используя печи нисходящего потока, могли превосходно контролировать температурный режим обжига. Оставалась еще одна проблема воспроизведения китайского фарфора — это выбор сырьевых материалов и технологии их обработки. Многие заявляли об открытии секрета китайского фарфора, однако на самом деле подобно John Dwight из Фулхэма, которому в 1671 году Чарльз II вручил патент, им удалось произвести всего лишь белое изделие из белой каменной керамики.

    При производстве настоящего фарфора материал должен оставаться белым или приобретать белизну при обжиге и быть настолько прочным, чтобы обеспечить возможность изготовления сосудов с толщиной стенки менее 3 мм. При толщине стенок изделия более 3 мм даже настоящий фарфор будет непрозрачным. Таким образом, главное отличие между керамикой и фарфором в том, что фарфоровое изделие белое по цвету, и его можно изготовить такой толщины, что оно станет полупрозрачным. Каменная керамика тоже могла иметь белый цвет, но из-за большой толщины стенок изделие из нее всегда казалось непрозрачным.

    В 1717 году секрет производства фарфора был вывезен из Китая миссионером-иезуитом отцом d’Entercolles. Его миссия находилась в местечке Кинь-де-Чинь, которое в то время являлось центром производства фарфора в Китае. Посещая людей на их рабочих местах, ему удалось добыть образцы сырьевых материалов, которыми те пользовались. Он отправил образцы своему другу во Францию вместе с подробным описанием процесса получения фарфора. Образцы и описание попало к М. de Reamur, которому удалось идентифицировать и найти в их составе основные компоненты китайского фарфора — каолин, кремнезем и полевой шпат.

    Каолин, известный как китайская глина, является гидратированным алюмосиликатом. Кремнезем находился в форме кварца и после обжига оставался в тонкодисперсном виде, а полевой шпат представлял смесь алюмосиликатов натрия и калия. Компоненты смешивали в следующей пропорции: 25-30% полевого шпата, 20-25% кварца и 50% каолина. Следует отметить, что к началу 1700-х годов Мейсенский завод в Дрездене уже производил похожий фарфор на основе каолина, кремнезема и алебастра.

    До сих пор вызывает удивление, почему потребовалось так много времени для раскрытия секрета китайского фарфора? Изготовление фарфора не связано с вовлечением в процесс сложной химии. Оно базируется на использовании трех распространенных минералов (каолина, полевого шпата и кремнезема) и ш обжиге при высоких температурах. Как только тайна изготовления фарфора была раскрыта, не потребовалось много времени для разработки новых видов фарфоров в Европе. Скоро стало возможным получение фарфора любого цвета или оттенка, а его полупрозрачность обеспечивала такую глубину цвета, что не потребовалось много времени, чтобы увидеть большие возможности для применения этого материала в стоматологии.

    Применение фарфора в стоматологии датируется 1774 годом, когда французский аптекарь Алексис Душатье (Alexis Duchateau) посчитал возможным заменить слоновую кость при изготовлении зубных протезов на фарфор. Слоновая кость, будучи пористой, впитывала ротовую жидкость, из-за этого принимав грязноватый цвет и становилась негигиеничной. Душатье с помощью производителей фарфора с завода Guerhard в Сен Жермен-на-Лее удалось изготовить для себя первый фарфоровый зубной протез. Это было выдающимся достижением, даже, несмотря на то. что фарфор давал значительную усадку при обжиге Для того чтобы протез был хорошо подогнан в полос ти рта, приходилось принимать в расчет вероятную степень усадки фарфора. В дальнейшем, другие материалы типа эбонита и более позднего полиметилметакрилата смогли заменить фарфор в съмных зубных протезах.

    Фарфоровые зубы в сочетании с акриловым базисом зубного протеза широко используются и по настоящее время. Сегодня трудно переоценить значимость применения стоматологического фарфора для изготовления виниров, вкладок, коронок и мостовидных протезов, где эстетическое качество фарфора превосходит все современные материалы, заменяющие эмаль и дентин.

    Фарфор был первым материалом, из которого изготовили фарфоровую жакетную коронку. За последние годы на рынке появилось множество новых материалов, которые относят к фарфору. В действительности, при сравнении с ранними видами фарфора они представляют собой самые разнообразные керамические материалы.

    Клиническое значение

    В настоящее время более правильно использовать общий термин стоматологическая керамика, тогда как стоматологический фарфор являются всего лишь одной из групп материалов этого класса.

    Основы стоматологического материаловедения
    Ричард ван Нурт

    Клиническое значение

    Срок службы

    Срок эксплуатации безметалловых коронок при правильном уходе достаточно велик (керамические коронки прослужат вам 5–7 лет, из оксида циркония — более 15-ти лет). Что касается прочности, то фарфоровые коронки, как правило, ставятся только на передние зубы, так как материал является слишком твердым и, как следствие, несколько хрупким. На жевательные зубы рекомендуется устанавливать циркониевые коронки, более подходящие для разжевывания жесткой пищи, тем более, что для задних зубов абсолютное соответствие цвета коронок и собственной зубной эмали не требуется — их просто не видно.


    Система удобна тем, что протезирование с использованием CEREC осуществляется всего за один сеанс.

    ЛЕКЦИЯ 10 СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ КЕРАМИКА

    ЛЕКЦИЯ 10 СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ КЕРАМИКА. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

    Краткая история стоматологической керамики. Понятия керамики и фарфора. Классификация стоматологической керамики по назначению. Состав стоматологической керамики. Технология получения и структура керамики.

    Керамика – самый древний поделочный искусственный материал, относящийся к каменному веку (неолита), но сохранивший свое значение в человеческом обществе до настоящего времени. Применение керамики в стоматологии связывают с именем французского аптекаря Alexis Duchateau, который впервые изготовил себе съемные протезы с фарфоровыми зубами. В 1844-1883 г. началось промышленное производство фарфоровых зубов в Англии, Германии и Америке. В конце XIX в. доктор Лэнд запатентовал способ изготовления жакетных коронок из фарфора на платиновой фольге. А в 1962 г. был запатентован метод изготовления металлокерамических коронок, и началась эра металлокерамики. В конце ХХ века появились новые керамические составы и современные технологии для изготовления цельнокерамических протезов.

    Говоря о стоматологической керамике, часто используют два термина для обозначения данного класса восстановительных материалов – керамика и фарфор. По определению энциклопедического словаря (Энциклопедический словарь, М., «Сов. энциклопедия», 1985), слово «керамика» произошло от греческого keramike – гончарное искусство (ker- amos-глина). К керамике относят изделия и материалы, полученные спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также оксидами и другими неорганическими соединениями. Фарфор – это белая полупрозрачная (прозрачная) керамика, которую обжигают до глазурованного состояния.

    Первые составы фарфора имели повышенную хрупкость. Их применение в восстановительной стоматологии ограничивалось изготовлени-

    ем искусственных зубов и, в редких случаях, коронками для одиночных зубов. С развитием стоматологического материаловедения и совершенствованием материалов для восстановления зубов применение керамических материалов существенно расширилось (схема 10.1).

    Схема 10.1. Виды зубных протезов из керамики

    В общем виде состав керамики представляет собой смесь полевого шпата, каолина, кварца и красителей. Полевой шпат является очень распространенным минералом, входящим в состав гранита и других горных пород. Температура его плавления от 1150 до 1200 °С. Полевые шпаты, используемые для стоматологического фарфора, представляют собой смеси натриевого и калиевого полевого шпата. Натриевый полевой шпат называется альбитом, калиевый – микроклином или ортоклазом. Последний – основной материал для получения стоматологической фарфоровой массы.

    Каолин, или белая глина, представляет собой продукт разрушения горных пород, состоящий в основном из минерала каолинита, который является соединением алюминия и кремневой кислоты. Каолин – гидратированный алюмосиликат, который действует в качестве связки, повышая способность необожженного фарфора к моделированию. Из-за непрозрачности в состав стоматологической керамики его добавляют только в очень маленьких количествах, если вообще добавляют. При нагревании до температуры 1350 °С каолин спекается, а при нагревании до 1850 °С – плавится.

    Кварц – самый распространенный минерал. По своему химическому составу он является ангидридом кремниевой кислоты. В природе встречается в виде прозрачных призм, которые называют горным хрусталем. В зависимости от примесей кварц может принимать различные оттенки. Температура плавления кварца 1800 °С. При расплавлении он превращается в стекловидную массу высокой прочности.

    Для окрашивания стоматологического фарфора применяют различные оксиды металлов – железа, титана, кобальта и хрома. В состав фарфоровой массы вводят и другие компоненты. Например, плавни (флюсы). Эти вещества понижают температуру плавления фарфоровой массы (карбонат натрия, карбонат кальция и др.). Температура их плавления не выше 800 °С. Пластификаторы – вещества, которые вводят в фарфоровые массы, не содержащие каолина. В качестве пластификаторов используют органические вещества (декстрин, крахмал, сахар), которые полностью выгорают при обжиге. Эти вещества необходимы для придания пластичности фарфоровой массе во влажном состоянии.

    Сравнивая составы бытового и стоматологического фарфора, можно легко заметить, что в составе последнего преобладает полевой шпат, а в бытовом – каолин (табл. 10.1).

    Таблица 10.1

    Сравнение составов бытового и стоматологического фарфора*

    В зависимости от соотношения основных компонентов – полевого шпата, каолина и кварца, а также некоторых добавок, фарфор может быть тугоплавким (высокотемпературным), среднеплавким (среднетемпературным) и низкоплавким (низкотемпературным).

    * В.Н. Трезубов, М.З. Штейнгарт, Л.М. Мишнев «Ортопедическая стоматология. Прикладное материаловедение», С.-Петербург, Специальная литература, 1999, с. 279.

    Благодаря сложным составам современного стоматологического фарфора, в котором присутствует ряд модифицирующих добавок, и широкой вариации режимов обжига, существует возможность варьирования свойствами фарфора в соответствии с конкретным назначением в стоматологии.

    Стоматологические фарфоровые массы получают смешиванием исходных компонентов, сплавлением их и затем резким охлаждением в воде. Большое значение имеет тщательный контроль чистоты исходного сырья. Смесь (шихту) помещают в шамотовые тигли и проводят обжиг до получения расплава – стекломассы, которую затем резко охлаждают. В результате такого охлаждения в массе возникают внутренние напряжения, которые приводят к ее растрескиванию. Этот процесс называют фриттованием, а полученный в результате его продукт фриттой. Фритта, как хрупкий материал, легко размалывается в тонкий порошок. Фриттование способствует перемешиванию составных частей массы.

    Окрашивание и получение различных оттенков стоматологических фарфоровых масс осуществляют добавлением к порошку шихты окрашивающих пигментов. Во время предварительного плавления (фриттования) между компонентами проходят пирохимические реакции и связанные с ними усадочные процессы.

    При рентгеноструктурном анализе в обожженной стоматологической керамике определяется кристаллическая фаза лейцит. Наличие лейцита в фазовом составе является отличительной особенностью стоматологической керамики, так как в бытовом фарфоре такая кристаллическая фаза отсутствует. Присутствие лейцита в стоматологической керамике обусловлено использованием в качестве исходного компонента калиевого полевого шпата. Лейцит в фарфоре образуется при термическом разложении калиевого полевого шпата:

    при этом SiO2 растворяется в образовавшемся стекле, повышая вязкость расплава. Кристаллы лейцита в виде глобул, равномерно и в большом количестве распределенные в стеклянной матрице, препятствуют распространению трещины и тем самым повышают прочность фарфора. Кроме того, кристаллы лейцита в отличии от муллита (кристаллической фазы бытового фарфора) обладают прозрачностью.

    Муллит образуется из каолина (каолинита) при обжиге керамической массы при температуре 1200-1300 °C для изготовления изделий бытового назначения.

    Во время последующих обжигов керамических масс в зуботехнической лаборатории порошки фарфоровых масс сплавляются или точнее спекаются при обжиге с образованием восстановительного протеза. Температура этого обжига зависит от состава фарфора и ее следует тщательно контролировать, чтобы получить нужную структуру материала и свести к минимуму пиропластическое течение.

    Хотя многие восстановительные марки фарфора содержат кристаллическую фазу, их следует рассматривать как стекла. Высокотемпературный фарфор может быть более точно назван «полевошпатным стеклом».

    Многочисленными микроскопическими исследованиями установлены следующие структурные элементы фарфора (рис. 10.1): стекловидная изотропная фаза, состоящая из полевошпатного стекла; не растворившиеся в стекле оплавленные частицы кварца; кристаллы лейцита, распределенные в аморфном полевошпатном стекле; микропоры.

    Рис. 10.1. Технологические этапы получения стоматологического фарфора и его структура

    Количество стеклофазы возрастает при повышении температуры плавления и увеличении времени плавки. Нерастворившиеся частицы кварца вместе с кристаллами лейцита образуют скелет структуры фарфора.

    Важное влияние на свойства фарфора оказывает пористость. Закрытая пористость влияет и на эстетические свойства (уменьшение прозрачности керамического восстановления), и на механическую прочность фарфора. Наибольшую пористость масса имеет перед началом спекания, по мере образования стекловидной фазы пористость снижается, повышается плотность материала и, соответственно, сокращаются размеры изделия.

    Сравнивая составы бытового и стоматологического фарфора, можно легко заметить, что в составе последнего преобладает полевой шпат, а в бытовом – каолин (табл. 10.1).

    Особенности керамических коронок

    Благодаря своим эстетическим качествам керамические коронки весьма востребованы для протезирования фронтальных зубов. Материал пропускает свет ровно настолько, насколько это делают собственные зубы, не имея препятствия в виде металлического каркаса. Цвет коронки также можно подобрать к натуральному оттенку эмали.

    Стоимость керамической коронки на зуб достаточно высока, но полностью оправдана поскольку керамические зубы легко маскируют любые дефекты цвета и формы, последствия механических повреждений и заболеваний. Керамические ортопедические конструкции из фарфора и оксида циркония выделяются следующими преимуществами:

    • высокая биологическая совместимость керамики с организмом человека (отсутствую аллергические реакции и негативное влияние на полость рта);
    • возможность использования коронки на зубы для мостовидного протезирования и зубной имплантации;
    • аналогичные свойства светопреломления и светопроводимости, что и у натуральной эмали, благодаря чему достигается высокий уровень эстетики реставрации, и керамические зубы практически невозможно отличить от натуральных;
    • возможность выбора любого оттенка: при помощи специальных образцов тон будущего протеза сравнивается с цветом зубов пациента при естественном освещении;
    • разумные цены на изготовление и установку протезов с учетом всех достоинств материалов и технологий;
    • идеально гладкая поверхность протеза на основе оксида циркония (уменьшается количество зубного налета);
    • максимальная адгезия циркония к культе переднего зуба без усадки (снижение риска вторичного развития кариеса);
    • стабильность эстетических качеств, что гарантирует сохранение первоначального вида коронки из циркония или фарфора в течение длительного периода времени без потемнения, пожелтения, потери блеска;
    • легкость реставрации в случаях, если на керамической коронке на зубах образуется скол;
    • практически полная визуальная незаметность любых повреждений на поверхности керамики;
    • крепление на высокопрочный адгезивный материал, что продлевает срок службы протеза (не менее 10 лет);
    • легкость и прочность керамики и циркония, устойчивость к воздействию различных красителей;
    • отсутствие металлического привкуса во рту и синюшности десен (из-за окрашивания металлом в результате окислительных реакций);
    • исключение возможности обнажения каркаса из циркония над десной и необходимости последующей корректировки протеза;
    • обеспечение безопасности десен от ранений и повреждений конструкцией из оксида циркония.

    Изготавливают керамические конструкции несколькими способами:

    • Обжигом. Используется огнеупорная модель коронки, на которую наслаивают фарфоровую массу с добавками, придающими ей прочность и сходство с зубами;
    • Прессованием. В создании применяется восковой образец, что позволяет сделать края коронки более тонкими и точно прилегающими к протезируемому зубу и десне. Конструкция получается заметно прочнее, так керамическую массу сильно нагревают, одновременно подвергая высокому давлению. Частицы вещества прилегают друг другу плотнее;
    • CAD/CAM. Коронка создается с использованием трехмерной компьютерной модели и автоматического фрезеровочного аппарата. Все, что нужно сделать специалисту, правильно определить параметры конструкции и загрузить данные в машину.

    Использование керамических коронок показано в следующих случаях:

    • Отсутствие одного зуба. Мостовидные сооружения из хрупкого материала избегают делать;
    • Исправление внешних недостатков зубов, а также их неправильного положения в ряду;
    • Необходимость выравнивания линии улыбки.

    Искать иных способов реставрации зубов придется при:

    • Воспалениях десен;
    • Беременности;
    • Остеопорозе высокой степени;
    • Системных заболеваниях.

    Среди минусов специалисты и пациенты выделяют:

    Из диоксида циркония

    Так как фарфор достаточно непрочный материал, начали разрабатываться различные технологии для снижения его разрушения в процессе повторных нагрузок. Стали использовать металлическую основу, на которую наносился и обжигался фарфор.

    Этот метод распространен и сейчас, и с его помощью делаются металлокерамические коронки. Но несовершенство эстетических качеств подобной конструкции двигало разработчиков к дальнейшему ее усовершенствованию.

    Реставрации на основе каркаса из диоксида циркония изготавливают на современных высокоточных фрезеровальных установках, которые управляются компьютером.

    Благодаря этому, край коронки более точно прилегает к уступу на зубе, а соответственно увеличивается срок службы таких конструкций. Кроме того, у них есть и другие преимущества:

    • оптические свойства оксида циркония позволяют коронке выглядеть максимально естественно;
    • гипоаллергенность и долговечность. При правильном уходе такие зубы прослужат более 15 лет;
    • прекрасная биосовместимость.

    Циркониевые коронки применяют при единичном восстановлении утраченной единицы, изготовлении зубных мостов, установке на импланты, при восстановлении передних и боковых зубов.


    Этот метод распространен и сейчас, и с его помощью делаются металлокерамические коронки. Но несовершенство эстетических качеств подобной конструкции двигало разработчиков к дальнейшему ее усовершенствованию.

    Стоматологическая керамика

    4.3 Частицы оксида алюминия действующие как препятствие для развития трещин

    Почему мы

    Отличная эстетика, подобранный точно в тон собственной эмали цвет, надежная фиксация с помощью уникального цемента – такие безметалловые коронки мы устанавливаем в нашей клинике. Изготовленные из лучших материалов от известных мировых производителей на высокоточном оборудовании – по лучшим ценам в Москве!

    Безметалловая коронка на основе диоксида циркония (цельноциркониевые конструкции).

    Срок службы коронок из керамики

    Керамические коронки при правильном уходе служат от 10 лет без сколов, трещин и окрашивания. Если постоянно грызть твердые предметы, срок уменьшается до 5 лет. После скола коронка еще может служить, хотя и выглядит менее эстетично. Небольшие сколы можно отполировать, отколовшаяся часть коронки также подлежит ремонту — дефект можно закрыть композитным материалом.

    В случае поломки коронку легко заменить — сломанный протез просто снимается и на обточенный зуб изготавливается новая конструкция.


    Минусы:

    Керамика

    Как упомянуто в главе 1, под керамикой может пониматься что угодно, от глиняной посуды и глазурованного фарфора до стоматологических реставраций. Согласно одному определению, слово «керамика» относят к «искусству или технологии изготовления объектов из глины и аналогичных материалов, обработанных путем обжига». С точки зрения стоматологии, этот термин применяется к неорганическим кристаллическим материалам, которые обжигаются при высокой температуре (т. е. спекаются). Изготовление коронки из металлокерамики требует предварительного анализа условий эксплуатации изделия.

    Даже при использовании в стоматологии без указания области применения или конкретных примеров, слово «керамика», как правило, имеет широкое значение. Это связано с тем, что данное понятие слишком неспецифично, чтобы отождествляться с конкретным стоматологическим продуктом или даже категорией неметаллических материалов.

    Например, этот термин может использоваться по отношению к продуктам, используемым для облицовывания каркасов (то, что некоторые называют двухслойной реставрацией), а также к материалам, используемым для изготовления цельных (т.е. монолитных) безметалловых реставраций.

    С точки зрения материаловедения, керамика также может быть определена как «соединения, которые содержат металлические и неметаллические элементы». В целом, керамика лучше всего описывается как группа хрупких, твердых, огнеупорных, инертных материалов, хороших изоляторов (электрических и термических), что продемонстрировано в следующих примерах

    Ломкие – характеристика материалов, слабых по структуре и нуждающихся в защите или усилении, чтобы функционировать в качестве реставрационного материала в среде полости рта.

    Твердые – материалы, которые противостоят износу и механическим воздействиям, но потенциально могут принести больше вреда, чем пользы по отношению к другим реставрационным материалам и структуре зуба.

    Инертные – материалы, которые считаются биосовместимыми, так как не разрушаются (то есть не подвергаются растворению) в полости рта; такие продукты не выделяют никакие элементы в слюну, не мигрируют в ткани прилегающей десны и не проникают ни в какие в органы, как это может происходить при использовании некоторых стоматологических сплавов (см. Главу 3).

    Изоляторы – материалы, которые не пропускают электрический ток или изменение температуры и помогают защитить чувствительные ткани пульпы и десны

    Огнеупорные – материалы, которые выдерживают многократное воздействие высоких температур (в определенных пределах), не претерпевая структурных и пространственных изменений.

    На левом втором премоляре видны типичные проблемы, связанные с некачественно изготовленными металлокерамическими коронками: неудовлетворительный цвет, повышенная яркость и обнаженный металлический край после рецессии десны. Цельнокерамическая коронка (IPS Empress, Ivoclar Vivadent) на соседнем первом премоляре хорошо сочетается с окружающими интактными естественными зубами.

    Вид цельнокерамической коронки и металлокерамическии реставрации с окклюзионной поверхности.

    Напротив, одиночная металлокерамическая коронка на правом втором премоляре нижней челюсти соответствует по внешнему виду нетронутому первому премоляру, что демонстрирует, что металлокерамические реставрации могут быть как эстетичными, так и функциональными.

    Левый первый моляр нижней челюсти – медиальная опора мостовидного протеза из трех единиц. Нанесение красителя на окклюзионную и придесневую поверхность керамики (для характеризации), в сочетании с глазурированием и окончательной полировкой, позволяет реставрации хорошо сочетаться с соседним левым вторым премоляром. В сравнении с более дорогостоящими методами срок службы коронок из диоксида циркония больше.

    Твердые – материалы, которые противостоят износу и механическим воздействиям, но потенциально могут принести больше вреда, чем пользы по отношению к другим реставрационным материалам и структуре зуба.

    Особенности керамических коронок

    Благодаря своим эстетическим качествам керамические коронки весьма востребованы для протезирования фронтальных зубов. Материал пропускает свет ровно настолько, насколько это делают собственные зубы, не имея препятствия в виде металлического каркаса. Цвет коронки также можно подобрать к натуральному оттенку эмали.

    Стоимость керамической коронки на зуб достаточно высока, но полностью оправдана поскольку керамические зубы легко маскируют любые дефекты цвета и формы, последствия механических повреждений и заболеваний. Керамические ортопедические конструкции из фарфора и оксида циркония выделяются следующими преимуществами:

    • высокая биологическая совместимость керамики с организмом человека (отсутствую аллергические реакции и негативное влияние на полость рта);
    • возможность использования коронки на зубы для мостовидного протезирования и зубной имплантации;
    • аналогичные свойства светопреломления и светопроводимости, что и у натуральной эмали, благодаря чему достигается высокий уровень эстетики реставрации, и керамические зубы практически невозможно отличить от натуральных;
    • возможность выбора любого оттенка: при помощи специальных образцов тон будущего протеза сравнивается с цветом зубов пациента при естественном освещении;
    • разумные цены на изготовление и установку протезов с учетом всех достоинств материалов и технологий;
    • идеально гладкая поверхность протеза на основе оксида циркония (уменьшается количество зубного налета);
    • максимальная адгезия циркония к культе переднего зуба без усадки (снижение риска вторичного развития кариеса);
    • стабильность эстетических качеств, что гарантирует сохранение первоначального вида коронки из циркония или фарфора в течение длительного периода времени без потемнения, пожелтения, потери блеска;
    • легкость реставрации в случаях, если на керамической коронке на зубах образуется скол;
    • практически полная визуальная незаметность любых повреждений на поверхности керамики;
    • крепление на высокопрочный адгезивный материал, что продлевает срок службы протеза (не менее 10 лет);
    • легкость и прочность керамики и циркония, устойчивость к воздействию различных красителей;
    • отсутствие металлического привкуса во рту и синюшности десен (из-за окрашивания металлом в результате окислительных реакций);
    • исключение возможности обнажения каркаса из циркония над десной и необходимости последующей корректировки протеза;
    • обеспечение безопасности десен от ранений и повреждений конструкцией из оксида циркония.

    Изготавливают керамические конструкции несколькими способами:

    • Обжигом. Используется огнеупорная модель коронки, на которую наслаивают фарфоровую массу с добавками, придающими ей прочность и сходство с зубами;
    • Прессованием. В создании применяется восковой образец, что позволяет сделать края коронки более тонкими и точно прилегающими к протезируемому зубу и десне. Конструкция получается заметно прочнее, так керамическую массу сильно нагревают, одновременно подвергая высокому давлению. Частицы вещества прилегают друг другу плотнее;
    • CAD/CAM. Коронка создается с использованием трехмерной компьютерной модели и автоматического фрезеровочного аппарата. Все, что нужно сделать специалисту, правильно определить параметры конструкции и загрузить данные в машину.

    Использование керамических коронок показано в следующих случаях:

    • Отсутствие одного зуба. Мостовидные сооружения из хрупкого материала избегают делать;
    • Исправление внешних недостатков зубов, а также их неправильного положения в ряду;
    • Необходимость выравнивания линии улыбки.

    Искать иных способов реставрации зубов придется при:

    • Воспалениях десен;
    • Беременности;
    • Остеопорозе высокой степени;
    • Системных заболеваниях.

    Искать иных способов реставрации зубов придется при:

    На фронтальные единицы

    К эстетическому виду передних зубов предъявляются более высокие требования, чем к жевательным единицам.

    Также вариантом реставрации передних зубов является имплантация и восстановление керамическими винирами.


    Ведь те частички пищи, которые скапливаются вокруг зуба, при плохой гигиене могут привести к проблемам с деснами – возникновению гингивита или парадонтита.

    Причины и симптомы медикаментозного стоматита

    При применении сильно действующих антибиотиков и у взрослого и у ребенка на слизистой могут появиться различные высыпания. Никакойразницы как именно вы принимали антибиотик нет– перорально, внутримышечно или местно. Также невозможно сказать какая именно группа препаратов вызовет подобную реакцию. У каждого человека может иметься индивидуальная чувствительность к определенным антибиотикам.

    Подобные реакции могут возникать не только на антибиотики, но и на многие другие лекарственные средства. Примечательно, что при первом приеме препарата реакция может проявиться как сразу же, так и по истечении некоторого времени, но при повторном приеме, уже развивается стойкая аллергия. Чтобы избежать таких неприятностей, перед тем как начинать применить любое медикаментозное средство (а особенно сильные антибиотики) необходимо провести подкожную пробу или же использовать небольшую дозу препарата. В этом случае реакция (если она будет) будет не такой сильной, и вы сможете заменить лекарственное средство на более подходящее вашему организму.

    Что касается симптоматики медикаментозного стоматита, то это очень индивидуально, причем речь идет не только о различных препаратах, но и о различных особенностях каждого конкретного организма. Чаще всего медикаментозный стоматит проявляется следующим образом:

    • отек мягких тканей ротовой полости;
    • покраснение;
    • болезненность десен и иногда кровоточивость;
    • ротовая полость пересыхает и становится крайне чувствительной,
    • повышается температура;
    • в особо тяжелых случаях развивается анафилактический шок.

    Есть подвид медикаментозного стоматита, который называется фиксированный лекарственный стоматит. В этом случае проявления охватывают не всю ротовую полость, а наблюдаются в виде отдельных пятен, в центре каждого пятна имеется пузырек с жидким содержимым. Чаще всего пузырь вскрывается сразу после возникновения.


    Симптоматика кандидозного стоматита отличается от симптомов аллергического недуга. Сначала в ротовой полости наблюдается сухость и жжение, затем постепенно развивается отек и покраснение. Очень скоро слизистая покрывается белым налетом, при соскабливании которого становится видна воспаленная слизистая. У человека появляется неприятный запах изо рта, дискомфортные и даже болевые ощущения при разговоре или жевании. Налет на слизистой может быть цельным, а может покрывать только некоторые участки. Температура поднимается до субфебрильных отметок, но иногда и выше.

    Читайте также:  Удалили восьмерки — появились боли в щеке и гайморит. Это пройдет?
    Добавить комментарий