Есть ли связь между неправильными формами прикуса и нарушениями речи?

О влиянии нарушений прикуса на речь

В практике логопедической работы специалисты часто встречаются с речевыми нарушениями, которые появились в результате разнообразных аномалий прикуса. В этой статье мы поговорим о том, что такое прикус, как он влияет на формирование звукопроизношения, и о профилактики и коррекции речи совместно с ортодонтическим лечением.

Для начала разберемся, что же такое прикус.

Прикус – это соотношение зубных рядов верхней и нижней челюсти. Все дети рождаются с недоразвитой нижней челюстью (она немного смещена назад), но по мере взросления, при активном сосании и жевании формируются нормальные взаимоотношения между челюстями. Однако не всегда ребенок может активно сосать и жевать, тогда жевательные мышцы будут развиты недостаточно и челюсти могут неправильно сформироваться.

К нарушениям прикуса могут приводить:

  • заболевания дыхательной системы, например хронические насморки, увеличенные аденоиды, из-за чего человек постоянно дышит ртом и челюсти не смыкаются;
  • травмы, повреждение зубного ряда, что часто бывает у малышей при падении;
  • наследственность.

Наиболее распространенными нарушениями прикуса являются:

  • прогенический прикус – нижняя челюсть сильно выдвигается вперед (как у старухи Шапокляк из мультика про Чебурашку);
  • прогнатический прикус – верхняя челюсть сильно выдвигается вперед;
  • открытый прикус – между зубными рядами образуется щель при сомкнутых зубах;
  • перекрестный прикус – при этом варианте передние зубы смещены в противоположную от средней линии сторону, центральные резцы контактируют между собой перекрестно, нижние коренные зубы смещены.

Эти нарушения в строении могут привести к разнообразным дефектам звукопроизношения, причем страдать могут как сложные, так и простые звуки.

Очень важно родителям вовремя заметить неправильный прикус, и обратится за консультацией к врачу-ортодонту, например, когда ребенку 5-6 лет и у него начинается смена молочных зубов. Врач проведет осмотр и подберет нужное лечение. Лечить аномалии прикуса никогда не поздно, однако необходимо помнить, что чем раньше начать лечение, тем лучше.

Для взрослых людей в наше время иметь красивую улыбку и четкую речь зачастую является необходимым условием успешной карьеры. Часто к логопедам приходят с проблемой – прикус ортодонт исправил, но неправильные звуки остались прежними. Тогда начинается активная работа по постановке правильного звукопроизношения. Причем в ряде случаев сотрудничество ортодонта и логопеда идет параллельно.

Примеры практики логопедов Центра Fidem:

Жанна, 26 лет, обратилась к логопеду с жалобой на множественное нарушение звуков. У нее была щель между верхними и нижними зубами (открытый прикус) и многие звуки произносились с присвистом. Ортодонт установил ей брекет систему, специальные резинки надевались на крючки, чтобы челюсти постоянно смыкались. Через год, когда щель уже почти закрылась и зубной ряд выравнивался она начала занятия с логопедом. Свистящие звуки (с, з, ц, которые ранее произносились неправильно – язык просовывался между зубов), исправились, лишний «свист» и шум при речи исчезли.

Кристина, 19 лет, на протяжении 3-х лет лечилась у ортодонта, у нее была сильно выдвинута вперед верхняя челюсть, отчего ряд звуков сформировался неправильно. Лечение закончили, но звуки по-прежнему произносились дефектно. Пришла на консультацию к логопеду и успешно исправила звуки Т, Д, Л (произносились межзубно, что смущало девушку и мешало ей общаться).

Иногда брекеты приводят к тому, что даже те люди, у которых никогда ранее не было проблем со звукопроизношением, после начала ортодонтического лечения начинают испытывать трудности с речью, связанные с изменением строения зубов, челюстей. Своевременная консультация специалиста поможет приспособиться к новым «зубным» условиям и решить возникшую проблему.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77 , а так же заполнив форму ниже.

Наиболее распространенными нарушениями прикуса являются:

Как понять, что у тебя это есть?

Обычно сигналом того, что надо бы отвести ребенка к ортодонту являются следующие признаки:

  • оттопыренная верхняя губа;
  • криво растущие зубы;
  • неверно соприкасающиеся зубные ряды;
  • чрезмерно развитая нижняя челюсть, выдающаяся вперед.

Очень часто можно определить патологию прикуса по положению губ и выражению лица.

Однако причиной не обязательно будет соска или палец. Это может быть и дефект строения лицевого скелета заложенный генетически. Присмотритесь к родственникам, это передается ребенку по наследству. Заболевания ЛОР органов, гайморит, увеличения аденоидов могут также способствовать неправильному формированию лицевого скелета. Нельзя исключить и увеличение щитовидной железы.

Влияние неправильного прикуса на звукопроизношение

Евгения Ларина
Влияние неправильного прикуса на звукопроизношение

Прикус – это соотношение зубных рядов верхней и нижней челюсти.

Все дети рождаются с недоразвитой нижней челюстью (она немного смещена назад, но по мере взросления, при активном сосании и жевании формируются нормальные взаимоотношения между челюстями.

Естественное вскармливание грудного ребёнка является гарантом гармоничного развития зубочелюстной системы.

Причины нарушения прикуса:

1. Сокращение сроков грудного вскармливания до 1,5-2 мес.

2. Употребление слишком мягкой пищи.

3. Использование неправильных пустышек.

4. Долгое сосание сосок и пустышек.

5.Вредные привычки: сосание пальца, скрежетание зубами во сне, втягивание щек, прикусывание губ.

6. Множественный кариес, слишком ранняя потеря молочных зубов, нарушение сроков прорезывания зубов.

7. Заболевания дыхательной системы (хронические насморки, увеличенные аденоиды, из-за чего ребенок постоянно дышит ртом, и челюсти не смыкаются.

8. Травмы, повреждение зубного ряда;

Признаки правильно сформированного прикуса:

а) ровные зубные дуги;

б) верхняя челюсть расположена кпереди относительно нижней;

в) средняя вертикальная линия, проходящая между центральными зубами, совпадает со средней линией лица;

г) коронки верхних передних зубов на 1/3 перекрывают коронки нижних передних зубов.

Нарушения зубного ряда

1. Диастема – увеличенный, по сравнению с обычным, промежуток между зубами

2. Полная адентия – отсутствие зубов

3. Частичная адентия – отсутствие некоторых зубов

4. Редко расположенные зубы

5. Скученно расположенные зубы

6. Неправильное расположение зубов

Виды неправильных прикусов

и особенности звукопроизношения при них

1. Прогнатический прикус – верхние передние зубы выдвинуты вперед по отношению к нижним. Отличительная черта такого прикуса – это чрезмерно развитая верхняя челюсть или недоразвитая нижняя челюсть.

Часто присутствует «нижнее» или заднеязычное произношение звуков [ш]и [ж]. Нижняя губа непроизвольно подтягивается под выступающие вперед верхние резцы, благодаря чему вместо звука [с] слышится [ф] – подобный звук.

2. Прогенический прикус – выступает вперед нижняя челюсть. Одним из отличительных признаков мезиального прикуса является выступающий подбородок.

Свистящие и шипящие звуки произносятся межзубно. Звуки (т, д) звучат смягчённо.

3. Открытый прикус – передние или боковые зубы не смыкаются, образуя между собой щель. Внешним проявлением открытого прикуса в переднем отделе является постоянно приоткрытый рот. Нарушение только в одном из боковых отделов проявляет себя в ассиметрии черт лица.

Передний открытый прикус:

Боковой открытый прикус

При переднем открытом прикусе свистящие и шипящие звуки произносятся межзубно, так как в образовавшуюся щель просовывается язык.

При боковых открытых прикусах между коренными зубами с одной или с обеих сторон остаётся щель, через которую происходит утечка воздуха. Это придаёт многим звукам (чаще всего свистящим и шипящим) неприятный для слуха боковой или «хлюпающий» оттенок. Этот оттенок приобретают иногда и другие звуки (Р, К, Г, X).

4. Глубокий прикус – резцы верхнего зубного ряда более чем на половину перекрывают резцы нижнего зубного ряда, при этом нижние резцы не опираются на зубные бугорки верхних зубов.

Он может быть глубоким не только в переднем, но и в боковых отделах тоже. Лицо при таком прикусе имеет недостаточную высоту, нижняя губа часто выворачивается наружу, так как ей не хватает места. Однако если человек старается поджимать губу, то губы могут быть очень тонкими.

При такой аномалии прикуса бывает трудно обеспечить хотя бы небольшое расстояние между верхними и нижними резцами для прохода выдыхаемого во время речи воздуха. Это приводит к «зажатости» при произнесении звуков и неотчётливости их звучания.

5. Прямой прикус отличается тем, что верхние зубы не покрывают нижних, а стоят прямо над ними, их режущие края соприкасаются.

6. Перекрестный прикус – при этом варианте нарушено нормальное соотношение зубных дуг, которые смещены вбок по отношению друг к другу. Перекрёстный прикус может наблюдаться, например, при сужении одной из челюстей.

При таком прикусе боковые края языка не прилегают к коренным зубам, воздушная струя проходит не по средней линии языка, а через боковую щель. Поэтому возникает боковое (хлюпающее) произношение шипящих и свистящих звуков. Наличие такого прикуса может приводить к некоторой нечёткости в звучании звуков, к появлению дополнительных призвуков.

Очень важно родителям вовремя заметить неправильный прикус, и обратится за консультацией к врачу-ортодонту, когда ребенку 5-6 лет и у него начинается смена молочных зубов. Врач проведет осмотр и подберет нужное лечение. Лечить аномалии прикуса никогда не поздно, однако необходимо помнить, что чем раньше начать лечение, тем лучше.

Предметная среда и ее влияние на человека Предметная среда и ее влияние на человека Важнейшим фактором становления человеческой личности является окружающая среда. Все ее аспекты.

Влияние музыки на живопись В своей работе я попыталась показать неразрывную взаимосвязь музыки, цвета и графики, немного рассказать о методике, которая позволяет выявлять.

Артикуляционная моторика и ее влияние на звукопроизношение у детей с ОНР Детская речь представляет огромный интерес для изучения благодаря своему своеобразию, особенностям начальных этапов формирования, а так.

Как воспитать у ребенка правильное звукопроизношение Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67 «Аистёнок» Старооскольского городского округа КОНСУЛЬТАЦИЯ.

Конспект по развитию речи в первой младшей группе. Игры и упражнения на звукопроизношение. Звук [У] Цели: 1. Закрепить правильное произношение звука «У» (изолированно и в звукосочетаниях). 2. Учить конструировать; развивать мелкую моторику.

Консультация для родителей «Ваш ребенок сосет палец? Последствие — нарушение прикуса» Продолжительное сосание пальца, соски или других предметов, а также привычка прокладывать язык между зубами во время глотания и разговора.

Консультация для родителей «Звукопроизношение и отсутствие зубов в детском возрасте, есть ли взаимосвязь?» У каждого ребенка есть период смены молочных зубов на постоянные. Детский организм индивидуален: у одних детей первый зуб начинает шататься.

Музыкальные инструменты и их влияние на человека Специалисты всего мира отмечают, что направление лечебного воздействия музыки зависит не только от ее характера, но и от музыкального инструмента,.

Читайте также:  Боль в челюсти при нажатии на подбородок снизу

Влияние семьи на формирование личности Как любая дорога начинается с первых шагов, любое здание с фундамента, так и становление человеческой личности – с семьи. Семья – это первый.

Влияние тестопластики на развитие детей Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Лепка – полезное занятие для пальчиков, так как развитие мелкой моторики.

При такой аномалии прикуса бывает трудно обеспечить хотя бы небольшое расстояние между верхними и нижними резцами для прохода выдыхаемого во время речи воздуха. Это приводит к «зажатости» при произнесении звуков и неотчётливости их звучания.

Связь НЕПРАВИЛЬНОГО ПРИКУСА И

СВЯЗЬ НЕПРАВИЛЬНОГО ПРИКУСА И ДЕФЕКТОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Уже в 4-5 лет, когда речь ребёнка должна становиться членораздельной и ясной, у многих детей выявляются дефекты речи — проблемы с произношением определенных звуков, смазанная нечёткая речь. И далеко не в каждом случае речевые дефекты может сразу исправить логопед — зачастую сначала необходимо устранить их причины, основой которых нередко является дисфункции мягких тканей челюстно-лицевой области, а также сопряжённые с этим нарушения прикуса. Например, очень часто сосание губы или языка вызывает отклонение резцов внутрь или наружу, что ведёт к открытому прикусу и затрудняет постановку логопедом шипящих звуков.

Стандартная пластинка чаще используется как профилактическая, когда ещё нет изменений прикуса и положения языка, но уже появились предрасполагающие к тому факторы. Потребность ребенка в сосании часто сохраняется вплоть до школьного возраста и порой неразумно поощряется родителями, которым хочется «немного покоя».

Исследования показали, что более 20% детей, приступающих к занятиям в начальной школе, все еще сосут большой палец. Но, чем ребёнок старше, тем более прочно закрепляются у него вредные привычки, и тем труднее ему отказаться от сосания пальца, языка, посторонних предметов. Авторитет зубного врача или ортодонта поможет убедить ребенка, в том, что эти привычки могут привести к серьёзным нарушениям, и только в этом случае лечение будет успешным.

Применяемые для профилактики миофункциональных нарушений стандартные вестибулярные пластинки выпускаются с красным кольцом — для детей 3-5 лет, т.е. в молочном прикусе и с синим — для сменного прикуса (у детей 6-7 лет).

Если у малыша формируется глубокий прикус, если его нижняя челюсть отстаёт в развитии, а привычка сосания пальца или закусывания нижней губы формирует дистальный прикус, вместо стандартной пластинки рекомендуется использовать пластинку с козырьком. В таких случаях использование стандартной пластинки противопоказано. Козырек закусывается нижними зубами — так пластинка не опрокидывается, и ребенку легче удерживать её во рту. Нижняя челюсть ребенка при этом выдвигается вперед, что активно стимулирует ее горизонтальный рост.

При этом у ребёнка происходит тренировка круговой мышцы рта и эффективно восстанавливается тонус жевательных мышц.
Пластинки с козырьком, как и стандартные, выпускаются двух видов: жёсткие и эластичные. Жёсткая пластинка обычно назначается при выраженной протрузии верхних резцов. Использование эластичной пластинки особенно рекомендовано в тех случаях, когда у ребёнка ослаблена круговая мышца рта, и необходимо нормализовать носовое дыхание — для удержания мягкой пластинки во рту требуются более активные мышечные усилия.

Если нет полной непроходимости носовых ходов, хорошие результаты дают дыхательные упражнения с использованием вестибулярной пластинки (у детей 3- 5 лет) или миофункционального тренера (в 6 — 12 лет).

Затем ребенок надевает пластинку и делает еще 15 вдохов и выдохов носом. При плохой проходимости носовых ходов нужно начинать с минимального количества упражнений (сколько сможет ребенок), затем с каждым разом увеличивая количество. Через месяц трейнер или пластинка носится уже два часа в день и всю ночь. Процесс трудоемкий, но результат его эффективен. У детей со второй степенью разрастания аденоидов дыхание по этой методике восстанавливается даже без оперативного вмешательства. При регулярной дыхательной гимнастике с использованием тренера или пластинки носовое дыхание восстанавливается в среднем за 3 ,2 месяца у 87% детей 3-6 лет и за 3,1 месяца у 83% детей 6-12 лет. В контрольной группе детей, занимающихся только дыхательными упражнениями (без применения каких-либо аппаратов) дыхание восстановилось через 6 месяцев только у 32% детей от 3-х до 6 лет, и у 12% детей в возрасте от 6 до12 лет.

У большинства детей открытый прикус формируется в результате привычки прокладывать язык между зубами. Пластинка с заслонкой для языка уберет непослушный язык подальше от зубов и поможет нормализовать прикус. Конечно, можно попробовать увлечь ребенка миогимнастикой для языка, например, ежедневно проводить с ребенком такую зарядку для языка: кончик языка расположить в передней части твердого неба (не давя на зубы) и передвигать его по нёбу вперед назад. Выполнять его следует не менее 5 раз в день по 3-5 минут.

Важно, что успех проведения подобных упражнений, зависит от добросовестности выполнения их маленьким пациентом, но, к сожалению, у многих родителей просто не хватает времени для регулярных занятий с ребенком. Однако и в этом помощь логопеда-миотерапевта будет незаменима, тем боле, что занятия миогимнастикой и артикуляционными упражнениями можно комбинировать и совмещать в один визит к логопеду.
Источник: сообщество «Логопед-Профи»

Если у малыша формируется глубокий прикус, если его нижняя челюсть отстаёт в развитии, а привычка сосания пальца или закусывания нижней губы формирует дистальный прикус, вместо стандартной пластинки рекомендуется использовать пластинку с козырьком. В таких случаях использование стандартной пластинки противопоказано. Козырек закусывается нижними зубами — так пластинка не опрокидывается, и ребенку легче удерживать её во рту. Нижняя челюсть ребенка при этом выдвигается вперед, что активно стимулирует ее горизонтальный рост.

Последствия отказа от коррекции

Игнорирование патологических состояний, обусловленных неправильным смыканием челюстей, приводит к негативным последствиям, касающихся как речеобразующей, так и жевательной функций.

Долгое время сохраняющийся дефект прикуса может привести к таким неблагоприятным последствиям:

  1. Возникновению заболеваний пародонта, в конечном итоге приводящих к преждевременной утрате зубных единиц.
  2. Нарушению функциональности нижнечелюстного височного сустава.
  3. Постоянному травмированию мягких тканей полости рта с риском возникновения кровоточивости, воспаления, эрозии и озлокачествления.
  4. Эстетическому дефекту, провоцирующему возникновение психологических проблем.
  5. Ухудшению качества гигиенического ухода за ротовой полостью, из-за чего чаще возникают серьезные стоматологические заболевания, и ярче проявляется дискомфортная симптоматика.
  6. Снижением жевательной активности и неравномерным распределением жевательной нагрузки на зубы.
  7. Быстрым истиранием эмалевого покрытия и ухудшению общего самочувствия.

Последствия игнорирования лечения алалиии не такие существенные. В первую очередь патологическое состояние влияет на снижение коммуникабельности и ухудшает социальную адаптацию. Обычно дети с речевыми проблемами замкнуты, трудно идут на контакт, стыдятся своего дефекта, подвергаются насмешкам своих ровесников.

Крайне негативным фактом считается воздействие алалии на умственное развитие. Обследование деток с речевыми дефектами выявило тот факт, что малыши в возрасте 2-4 года с нарушением речи в интеллектуальном отношении не отличаются ничем от сверстников. К 5-6 годам – задержка в отношении интеллекта отмечается у половины обследованных детей.

Важно! Даже незначительные нарушения окклюзии при отсутствии лечения опасны проявлением осложнений разных степеней тяжести.

В видео представлена дополнительная информация по теме статьи.



В видео представлена дополнительная информация по теме статьи.

Передний прикус открытого типа

Разновидность нарушения отличается отсутствием контакта между рядами в переднем отделе с образованием вертикальной щели. Рот человека находится в приоткрытом положении. Язык постоянно попадает в образованную щель, что приводит к межзубному сигматизму (шепелявости).

Логика диагностики в ортодонтии и используемые методики.

Заходите сюда, чтобы ознакомиться с видами анкоража в ортодонтии.

По этому адресу http://zubovv.ru/ortodontiya/prikus/smeshhenie-sredney-linii.html мы расскажем, как исправляют смещение средней линии зубов.


Неправильное смыкание сопровождается выраженным перекрытием нижних зубов верхними элементами – это примерно на 1/3 коронки.

Неправильное прорезывание постоянных зубов

Нарушения зубного ряда в сменном прикусе вызывают слишком рано выпавшие или удаленные элементы: они оставляют полости и промежутки, из-за чего сформированные постоянные зубы растут, не имея правильной ориентации. Это может стать причиной скрученности, неправильного расположения зубов в пространстве и других нарушений. Именно поэтому молочные зубы нужно лечить, а не удалять.

Причин неправильного прикуса очень много. В большинстве случаев они одинаковы для детей и взрослых. Послужить толчком для появления нарушений может вредная миофункциональная привычка вроде любви к жеванию карандаша и многие другие факторы.

Взаимосвязь речевых патологий с зубочелюстными аномалиями и их миофункциональная коррекция

Ю. Н. Белоусов
к. м. н., врач-ортодонт, ассистент кафедры стоматологии детского возраста ТюмГМА (Тюмень), докторант кафедры стоматологии детского возраста НГМУ (Новосибирск)

И. Л. Маракулина
врач-ортодонт, ассистент кафедры стоматологии детского возраста ТюмГМА (Тюмень)

Ю. Р. Бикшанова
студентка 5-го курса стоматологического факультета ТюмГМА (Тюмень)

П. А. Железный
д. м. н., профессор, заведующий кафедрой стоматологии детского возраста НГМУ (Новосибирск), президент областной СтАР (Новосибирск)

Речь — основное средство общения, основа мышления. Правильному функцио­нированию речевых способностей располагают правильные функции речевых органов, нормальный слух, достаточное общение со взрослыми, полноценное речевое окружение. Челюстно-лицевая область, как и все другие системы человеческого организма, является функциональной саморегулирующейся системой, способной адаптироваться к изменяющимся внешним условиям. Но неправильное распределение мышечного давления при жевании, а также при нарушении функций дыхания, глотания и речеобразования — основная причина большинства аномалий и деформаций челюстно-лицевой области. В последнее время миофункциональные нарушения челюстно-лицевой области становятся серьезной проблемой и все чаще встречаются как у детей, так и у взрослых.

Зачастую логопед является первым, к кому обращаются за помощью родители детей с миофункциональными проблемами, потому что нарушение речи беспокоит их. При подобных нарушениях очень важно своевременно поставить ребенку правильный диагноз и разъяснить родителям первопричину нарушений как комплексную проблему, а не только как речевую. Здесь может потребоваться консультация и помощь других специалистов — ортодонта, хирурга-стоматолога, отоларинголога.

Среди наиболее часто встречающихся аномалий строения полости рта, нуждающихся в коррекции в дошкольном возрасте, являются: аномальные прикрепления уздечки языка, верхней и нижней губы, мелкое преддверие полости рта, сверхкомплектные зубы. Укороченную уздечку языка выявляют иногда у родителей или близких родственников детей, что можно считать семейной особенностью. При этом и аномалии прикуса бывают аналогичными, и тогда звуки «р», «л», «с», а также шипящие звуки при укороченной уздечке языка обычно произносятся неправильно.

Читайте также:  Подбор и постановка искусственных зубов на моделях

Важно учитывать степень зависимости правильной артикуляции звука от конкретной аномалии в строении артикуляционного аппарата. Так, при механической дислалии нередко приходится предварительно корректировать аномалии в строении зубочелюстной системы ребенка для последующей правильной постановки звуков.

Речевые патологии являются на сегодняшний день широко распространенной проблемой. Совместная работа врачей и педагогов в детских профилактических учреждениях позволяет рано выявлять подобные состояния отклонения от нормы в здоровье детей, врожденные и приобретенные заболевания, сказывающиеся на развитии речи и способствующие речевой патологии. Однако, несмотря на то что на сегодняшний день для проведения профилактической лечебной работы все есть: ортодонты, владеющие новыми миофункцональными методиками лечения, энтузиазм врачей, желающих проводить эту работу, — проблема остается актуальной ввиду низкой просветительской работы: родители не знают, что заниматься зубочелюстными аномалиями нужно с самого раннего возраста детей. Зачастую именно логопед является первым звеном обращаемости родителей детей с миофункциональными отклонениями, поскольку нарушения функции речи для родителей являются наиболее очевидным аспектом задержки развития ребенка. В большинстве же случаев речевые патологии так или иначе связаны с врожденными и приобретенными патологиями органов речи, поэтому нельзя ограничиваться обследованием ребенка, приступающего к занятиям с логопедом, лишь у психиатра, отоларинголога и окулиста, необходимо проведение тщательного осмотра врача-ортодонта с целью своевременного выявления нарушений в развитии зубочелюстной системы.

Нарушение речи у детей диагностируется после 3-летнего возраста, отклонения проявляются именно в период сформированного прикуса, когда у детей закрепляются вредные привычки. Развитие речи — сложный процесс, для правильного осуществления которого необходимы нормальная функция головного мозга, нервных проводящих путей и правильное развитие органов, которые образуют речевой аппарат. К ним относятся: органы дыхания, жевания, вибраторы (голосовые связки), резонаторы (гортань, полость рта и носа) и артикуляторы (язык, губы, зубы, нижняя челюсть, мягкое небо).

Механическая дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранности иннервации речевого аппарата, связанное с отклонениями в строении периферического речевого аппарата. Выделяют следующие виды механических дислалий: палатинальные, лингвальные, дентальные и лабиальные. Палатолалии связаны с патологией неба, глоссолалии — с аномалией языка или нарушением его функций, дентолалии — с нарушением формы или положения зубов.

Нарушение произношения звука [р] наблюдается при укороченной уздечке языка, сужении челюстей, глубоком прикусе, нарушении подвижности кончика языка. Для детей в возрасте от 3 до 5 лет эффективна тренировка с применением пластинки с бусинкой, для нормализации носового дыхания — дыхательных упражнений. При необходимости назначается пластика уздечки языка в возрасте 2—2,5 года. Для детей старше 5 лет рекомендуется использование трейнера Т4К.

Среди наиболее часто встречающихся аномалий строения полости рта, нуждающихся в коррекции в дошкольном возрасте, можно выделить следующие: аномальные прикрепления уздечки языка, верхней и нижней губы, мелкое преддверие полости рта, сверхкомплектные зубы.

Для произношения звука [т] характерно отдергивание нижней челюсти одновременно со взрывом язычно-небного затвора, производящего звук [т]. Расстояние между верхними и нижними резцами — до 5 мм. Кончик языка поднят к шейкам верхних резцов и образует прочный затвор при произношении звука [т] и менее прочный при произношении звука [д]. Нарушение произношения этих звуков появляется при открытом прикусе, прокладывании языка между зубными рядами при неправильном глотании. Детям до 5 лет от прокладывания языка рекомендуется назначать пластинку с заслонкой, днем в течение 30 минут выполнять разминку мышц, поднимающих язык, для этого используется вестибулярная пластинка с бусинкой, а также детский трейнер Infant. Детям старше 5 лет для эффективной речевой коррекции рекомендуется миофункциональный трейнер Т4К.

При произношении шипящих звуков [ш] и [ж] губы несколько выпячены вперед, между ними, а также между верхними и нижними зубами должно быть минимальное расстояние. Между твердым небом и языком образуется щель, боковые края языка смыкаются с верхними жевательными зубами, а расширенный кончик языка приподнят, но с твердым небом не соприкасается. Искажению шипящих звуков [ш] и [ж] способствуют глубокий прикус, прогнатия, язычный наклон зубов. Рекомендуется комплексная тренировка при помощи вестибулярной пластинки с бусинкой и миофункционального трейнера Т4К.

Артикуляция звуков [с] и [з] производится следующим образом: верхние и нижние резцы сближены приблизительно на 1—1,5 мм и расположены или в одной фронтальной плоскости, или нижние резцы находятся немного лингвальнее. Язык в средней части приподнят, расширен. Кончик языка упирается в нижние резцы, а боковые его края прилегают к небным поверхностям верхних боковых зубов. Посередине спинки языка образуется продольный V-образный желобок. Проходя по нему, струя воздуха образует выраженный свистящий звук. Нарушение четкости звуков [с] и [з] обусловлено губно-зубным стигматизмом — нарушением правильного произношения свистящих звуков. При произношении звука [с] нижняя губа подтягивается к верхним резцам, «деформируя» речевой промежуток. При межзубном сигматизме язык помещается между верхними и нижними резцами и вместо свистящего оттенка акустически формируется шепелявость. Для призубного сигматизма характерно такое движение кончика языка, при котором он, упираясь в верхние резцы, закрывает выход струи воздуха.

Нарушение произношения звуков наблюдается при открытом прикусе, перекрестном прикусе, ротовом дыхании, инфантильном типе глотания. Детям до 5 лет от прокладывания языка показано использование пластинки с заслонкой или профилактической модели трейнера Infant, модели Т4К. Таким образом, важно учитывать степень зависимости правильной артикуляции звука от конкретной аномалии в строении артикуляционного аппарата. Так, при механической дислалии нередко приходится предварительно корректировать аномалии в строении зубочелюстной системы ребенка для последующей правильной постановки звуков. Вот почему для разработки правильного и последовательного плана лечения при подобных сочетанных патологиях очень важно обеспечить взаимодействие и эффективное сотрудничество логопеда и ортодонта, которые позволяют своевременно устранять анатомические нарушения в строении органов, участвующих в артикуляции, и корректировать челюстно-лицевое развитие ребенка в целом.

Речевые патологии являются на сегодняшний день широко распространенной проблемой. Совместная работа врачей и педагогов в детских профилактических учреждениях позволяет рано выявлять подобные состояния отклонения от нормы в здоровье детей, врожденные и приобретенные заболевания, сказывающиеся на развитии речи и способствующие речевой патологии. Однако, несмотря на то что на сегодняшний день для проведения профилактической лечебной работы все есть: ортодонты, владеющие новыми миофункцональными методиками лечения, энтузиазм врачей, желающих проводить эту работу, — проблема остается актуальной ввиду низкой просветительской работы: родители не знают, что заниматься зубочелюстными аномалиями нужно с самого раннего возраста детей. Зачастую именно логопед является первым звеном обращаемости родителей детей с миофункциональными отклонениями, поскольку нарушения функции речи для родителей являются наиболее очевидным аспектом задержки развития ребенка. В большинстве же случаев речевые патологии так или иначе связаны с врожденными и приобретенными патологиями органов речи, поэтому нельзя ограничиваться обследованием ребенка, приступающего к занятиям с логопедом, лишь у психиатра, отоларинголога и окулиста, необходимо проведение тщательного осмотра врача-ортодонта с целью своевременного выявления нарушений в развитии зубочелюстной системы.

Аномальные прикрепления уздечки языка

Различают пять видов аномальных уздечек языка согласно их форме и плотности, а также особенностям соединения волокон уздечки с мышцами языка:

  • тонкие, почти прозрачные, нормально прикрепленные к языку, но ограничивающие его подвижность в связи с незначительной протяженностью;
  • тонкие полупрозрачные, прикрепленные близко к кончику языка, имеющие незначительную протяженность; при поднятии кончика языка в его центре образуется желобок;
  • представляющие собой плотный короткий тяж, прикрепленный близко к кончику языка. В результате натяжения уздечки кончик языка подворачивается внутрь, а спинка набухает. Облизывание верхней губы затруднено, а иногда невозможно. При пальпаторном исследовании такой уздечки выявляется, что подвижность языка обусловлена фиксацией его кончика соединительно-тканным тяжом. Под ним, имеющим форму шнура, располагается дубликатура слизистой оболочки;
  • характеризуемые выделяемым тяжом, но сращенным с мышцами языка;
  • с малозаметным тяжом, его волокна переплетаются с мышцами языка и ограничивают его подвижность.

А теперь настало время разобраться в том, откуда берутся столь пугающие нас аномалии прикуса? Мы все знаем, что язык, несомненно, очень важный орган, позволяющий нам говорить. От его подвижности зависит, насколько наша речь будет четкой, правильной и красивой. Но, оказывается, способность воспроизводить звуки речи – это не единственная функция языка.

Не только непривлекательный вид, но и серьёзные последствия! Чем грозит неправильный прикус?

Неправильным прикусом в стоматологии называют нарушение функции смыкания челюстей. Аномалией прикуса страдают более половины жителей земного шара.

К сожалению, неправильный прикус противоречит не только приятному, эстетичному внешнему виду, но и несёт гораздо более серьёзный характер.

Проблемы с прикусом влекут за собой ряд физиологических последствий, вплоть до летального исхода. Чем раньше человек обратится к специалисту, тем будет больше вероятность того, что удастся избежать серьёзный последствий.

К сожалению, неправильный прикус противоречит не только приятному, эстетичному внешнему виду, но и несёт гораздо более серьёзный характер.

Есть ли связь между неправильными формами прикуса и нарушениями речи?

Зубные деформации, особенно касающиеся верхних резцов, являются при чиной неправильного произношения звука с. В соответствии со статистическими данными, полученными Arnold, среди 1117 больных с наруше ниями речи у 546, т.е. в 48,3% случаев, была обнаружена шепелявость. Эти данные свидетельствуют о том, что такого рода нарушение артикуляции встречается довольно-таки часто и объясняется оно тем, что правило полиморфизма звуков не распространяется на звук с.

Изменение в звучании этого звука появляется даже при очень незначительных отклонениях языка вправо или влево или же перемещениях его вперед или назад. Согласно нашим статистическим данным, у 30% больных с шепелявостью имеются деформации в области зубных рядов. Среди других этиологически важных причин шепелявости прежде всего следует отметить нарушения слуха, а также нарушение способности анализировать слуховые впечатления. Частой причиной шепелявости являются функциональные расстройства артикуляционных мышц и подражание.

Аномалии в развитии зубов оказывают отрицательное влияние на произношение ряда звуков, а именно: в, ф, д, т, п а иногда и р. В каждом случае зубных деформаций необходимо тщательно проверить слух, а также прочие перечисленные выше моменты. На 94 рисунке представлены аномалии зубных рядов, проявляющиеся в изменении формы величины и положения передних зубов, причём в этих случаях не было никаких нарушений артикуляции.

Читайте также:  Зубная паста Лакалют (Lacalut): отзывы стоматологов и потребителей

Причинами артикуляционных расстройств могут быть следующие отклонения от нормы в состоянии зубных рядов: 1) широкие диастемы между передними зубами, через которые со свистом проходит воздух, обуславливая изменения в произношении звуков, относящихся к первой артикуляционной зоне, и, кроме того, звука с (sigmatismus stridens); это явление может в некоторых случаях возникать во время смены молочных зубов на постоянные, а также при наличии дефектов в зубных рядах; 2) неправильное положение верхних или нижних резцов, когда зубы перемещены вперед или назад, в сторону ротовой полости; 3) отсутствие резцов, обуславливающее неправильное произношение звуков ф, е, а также с, з, ц.

Логопедическое лечение связано с большими трудностями в тех случаях, когда у больного имеют место нарушения слуха; лица с хорошим слухом часто сами коррегируют артикуляционные ошибки.
Ортодонтическое лечение деформаций зубо-челюстной системы является необходимым как с точки зрения артикуляционных расстройств, так и нарушений дыхания.

Причинами этого рода расстройства являются:
1) органические дефекты в области нёба,
2) нарушение функции мышц мягкого нёба после операции удаления миндалин,
3) поражение мышц при инфекционных заболеваниях,
4) миастения,
5) истерия,
6) нарушения слуха.

Есть ли связь между неправильными формами прикуса и нарушениями речи?

Что было сначала курица или яйцо? Что первично, что вторично? Нарушение прикуса приводит к логопедическим нарушениям или же функциональные нарушения в развитии речи приводят к ортодонтическим нарушениям? Попробуем разобраться.

При работе над статьей мы использовали работу известнейшего во всем мире стоматолога-гнатолога, не один десяток лет отдавшего изучению жевательного органа и лечению пациентов. Книга Рудольфа Славичека «Жевательный орган» (ИД «Азбука») наиболее часто цитируется в данной статье. Почему? Во-первых, это имя широко известно в стоматологических кругах. Мнению этого ученого доверяют стоматологи, которые занимаются дисфункциями и тотальной ортопедической или ортогнатической реконструкцией «жевательного органа». Затем, в его монографии мы встретили наиболее полное и стройное освещение связи речь-жевательный орган. И наконец, Славичек – практик, более 40 лет работающий у стоматологического кресла. А кому, как не практикам, нам доверять? В итоге статью мы решили построить как серию цитат из упомянутой выше книги и их обсуждение в дискуссии ортопед – ортодонт – логопед:
«…развитие речи оказывает большое влияние на развитие жевательного органа. Своевременная диагностика и лечение функциональных расстройств чрезвычайно важны для правильного развития зубов».

Ортопед: Потрясающе! Речь – одна из основных функций краниомандибулярной системы. По Славичеку получается, что именно функциональные нарушения в формировании речи могут приводить к неправильному развитию зубов в детском возрасте. Из этого можно сделать вывод, что логопед может оказать неоценимую помощь в профилактике неправильного развития зубочелюстной системы посредством слежения за этой мощной функцией и помощи в формировании правильной речи.

Логопед: «Нарушения в формировании речи могут приводить к неправильному формированию зубов». В данном контексте, говоря о формировании речи, мы подразумеваем, прежде всего, звукопроизношение. Особое влияние на формирование зубочелюстной системы могут оказывать различные виды нарушения произношения шипящих и свистящих звуков (межзубный, боковой, призубный, губно-зубной сигматизм). При данных речевых нарушениях язык находится в длительном неправильном контакте с зубами. И, являясь мощным мышечным органом, оказывает воздействие на зубочелюстную систему, формируя открытый прикус, прогнатию, прогению и т.п. Но, собственно говоря, эту тему более широко может раскрыть ортодонт.

Ортодонт: Совершенно верно! Неоспоримое высказывание! Функция влияет на формирование формы, на мой взгляд, даже в большей степени, чем генетически предрасположенное анатомическое строение челюстных костей и зубов. В этом контексте организация работы «ортодонт-логопед» в паре при решении ортодонтических проблем пациента – инновационный, современный и правильный подход.
«. В первом периоде смешанного прикуса завершается развитие речи. На нее оказывает значительное влияние положение передних зубов. Нарушение дикции приводит к возникновению специфического стресса и определенных стереотипных мышечных сокращений. К концу данного периода практически окончательно формируется дикция ребенка».

Ортопед: Интересно, «определенных стереотипных мышечных сокращений…» Уж не эти ли пресловутые «вредные привычки», о которых любят рассуждать ортодонты?

Логопед: Под первым периодом смешанного прикуса надо понимать возраст до семи лет. Он наиболее благоприятен как для развития речи, так и для ее коррекции в случае нарушения. Безусловно, на ее формирование влияние оказывают различные факторы. Социальная и речевая среда, наличие или отсутствие задержки психического развития и других органических поражений, особенности строения речевого аппарата. Не случайно Славичек отмечает влияние строения передних зубов на звукопроизношение: большое количество звуков имеют зубно-язычное или губно-зубное происхождение. К этим звукам, к примеру, относятся: в, ф, д, т, з, с, л, н и их мягкие варианты, а также ц, ч. При образовании звука язык и зубы должны занимать совершенно четкую позицию. Соответственно, любые отклонения в строении зубов могут вызывать речевые нарушения: хлюпающие звуки, присвисты, шипящие и свистящие сигматизмы и т.д. Изменения, происходящие в этот момент в речевом аппарате, «заставляют» организм на них реагировать, приспосабливать мышцы к новому положению языка, щек, твердого неба, т.е. вызывать специфические сокращения мышц, о которых говорит Славичек. В этом случае относить их к вредным привычкам нельзя. Это рефлекторная реакция организма на изменения, произошедшие с ним.

Ортодонт: Это высказывание вызывает неоднозначные размышления. Я не думаю, что в возрасте о котором идет речь (5-7 лет), ребенок может испытывать стресс из-за нарушений дикции и уж, тем более, что это еще сопровождается какими-то «определенными стереотипными мышечными сокращениями…» Не согласна я и с тем, что на речь оказывает «значительное влияние положение передних зубов», т.к. все-таки большинство пациентов, обращающихся за ортодонтической помощью, имеют проблемы не с речью, а как раз с «положением передних зубов». А вот неправильное произношение почти всегда сопровождается той или иной патологией прикуса и положения зубов. Мне ближе мысль о влиянии речи на положение зубов, а не наоборот. Хотя на каком-то этапе формирования того и другого возникает замкнутый круг.
«. Фактически термин «жевательный орган» является некорректным, поскольку отраженная в названии функция, безусловно, не является ведущей. Основная роль жевательного органа в эволюции человека заключается в обеспечении абстрактного общения и связанного с этим развитием мозга».

Ортопед: Можно согласиться. Действительно, есть пациенты, которых мало волнует, как он (она) будет кушать и сильно волнует, как он будет говорить и выглядеть. Для них жизнь – это общение, а не потребление пищи.

Логопед: Полностью согласна, что словосочетание «жевательный орган» условно и не отражает всего «спектра услуг». Роль речи как средства коммуникации была всегда велика. Грамотная, хорошо поставленная речь оратора останавливала войны и порождала новые, убеждала, заставляла задуматься. Стоит ли говорить о ее роли в наш век?

Ортодонт: И функцию жевания, и функцию речеобразования можно считать основными для «жевательного органа», т.к. жизнь и эволюцию невозможно представить ни без того, ни без другого.
«. В процессе роста человека речевая функция оказывает мощные стимулы в жевательном органе, способствующие его развитию. Структурные окклюзионные препятствия, приводящие к нарушению дикции, компенсируются мышечными механизмами. В итоге они могут приводить к развитию дисфункции».

Страница 1 – 1 из 6
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец | Все

Логопед: Полностью согласна, что словосочетание «жевательный орган» условно и не отражает всего «спектра услуг». Роль речи как средства коммуникации была всегда велика. Грамотная, хорошо поставленная речь оратора останавливала войны и порождала новые, убеждала, заставляла задуматься. Стоит ли говорить о ее роли в наш век?

Консультация “Особенности постановки звуков при нарушении строения челюсти и зубного ряда”.
консультация по логопедии по теме

В консультации рассказывается о нарушениях строения челюсти и зубного ряда. Расскрываются особенности постановки звуков при нарушениях челюсти и зубного ряда.

Предотвращение и устранение вредных привычек — важное звено в профилактике как зубочелюстных аномалий, так и речевых нарушений.

1. Пластинки

Это ортодонтические аппараты с металлической дугой и пластмассовым основанием, винтовыми механизмами и пружинками. Пластинки приносят наилучший результат в борьбе с неправильным прикусом. Плюс – практичность (легко снимать/надевать) и гипоаллергенный материал, из которого они сделаны. Минус – применимы исключительно в детском возрасте, так как кости ребенка еще не сформированы и легче поддаются преобразованию.

Избавиться от патологии и вернуть красивую улыбку возможно в любом возрасте. Однако методы устранения аномалии у детей и взрослых имеют свои особенности. До 10-12 лет, пока постоянный прикус окончательно не сформирован, лечение более эффективно и требует меньше времени. Взрослым придется запастись терпением. Как лечить неправильную окклюзию? Рассмотрим ниже возможные варианты.

Женские, мужские сонники, народные поверья

Сборник толкований грез, который обычно предназначается женщинам для прочтения широкими массами, еще принято называть «Универсальным». Этот сонник, когда шатается зуб в привидевшемся событии, предвещает скорее рождение ребенка для женщин. Если снится, что чувствовалась боль, тогда родственники будут испытывать неприятности наяву, либо могут заболеть дети, можно даже потерять общий язык и понимание с давними друзьями.

Мужчины, если видят во сне сначала шатание, выпадение, а затем выращивание зубов или что они сами проросли, то могут воспринимать это как добрый знак для их будущей карьеры. Сулит такое приснившееся событие, что наяву поменяется старая надевшая работа, либо же мужчина продвинется по карьерной лестнице. Если просто шатаются зубы, то это предупреждение на то, чтобы мужчина обратил внимание на мелкие детали в своей жизни – манеры, одежду, обстановку, привычные вещи, поступки и так далее.

Важно! Психологи и другие специалисты по снам всегда рекомендуют для более точно толкования всем, кому приснилось, что шатаются зубы, лучше прислушаться к своим внутренним ощущениям – позитивные они, без особых переживаний, либо неприятные. Чувства (интуиция) человека сами ему подсказывают о будущих событиях в его жизни.

Важно! Психологи и другие специалисты по снам всегда рекомендуют для более точно толкования всем, кому приснилось, что шатаются зубы, лучше прислушаться к своим внутренним ощущениям – позитивные они, без особых переживаний, либо неприятные. Чувства (интуиция) человека сами ему подсказывают о будущих событиях в его жизни.

Добавить комментарий